Фотострана » Интересные страницы » Бизнес » Ra-zoom » КУЛЬ РЕЧИ



КУЛЬ РЕЧИ
Как правильно здороваться. Современный этикет приветствия.
Давно не секрет, что достаточно нескольких секунд, чтобы сформировать первое впечатление о человеке. Потому-то и говорят, что «по одежке встречают». Но, согласитесь, бывают ситуации, в которых люди могут не видеть друг друга. Или же существуют определенные условности и требования к внешнему виду.
Между тем, визуальной привлекательности главная роль в процессе общения отводится, как правило, у народов с низкой коммуникативной культурой. Увы, по исследованиям ученых и социологов, мы, россияне, относимся к этой группе.
Не потому ли у нас на первом месте по важности стоит то, что на нас надето, как мы причесаны и какие аксессуары подбираем. На языке профессионалов это называется «габитарный имидж» (от латинского «габитус» — наружность, внешность). Тогда как в экономически развитых странах значение имеют манеры образование, профессиональные и личные достижения.
Когда говорят о манерах, имеют в виду и этикет, и умение общаться. А с чего начинается любое общение? Конечно же, с приветствия.
Приветствие на разных языках
Этикет, как понятие, появился сравнительно недавно – каких-то три с небольшим столетия назад. Но это не значит, что раньше люди общались и выстраивали свое взаимодействие как попало. Как только человек слез с дерева и сделал первые орудия труда для обеспечения пищей и предметами быта себя и членов своей общины, он был вынужден придумывать правила. И одним из первых наверняка стало правило приветствия.
Сегодня многие полагают, что владение культурой здороваться – совершенно необязательное условие для успеха. И все же не стоит торопиться с подобными выводами. Умение правильно здороваться, использовать слова вежливости в соответствии с конкретной ситуацией, знание современных стандартов этикета представления являются обязательными в деловом мире. Еще строже требуется соблюдать их при общении с иностранными партнерами, в политических кругах и на дипломатическом уровне. Знание нюансов правил приветствия помогает добиться результативности и в личных контактах.
Какое значение имеет ритуал здороваться? Во-первых, это сигнал о том, что «я свой, такой же, как ты». Во-вторых, «я уважаю тебя и твои права». В-третьих, «я хочу и готов с тобой общаться для достижения взаимовыгодных результатов». Понимание этих истинных смыслов традиции здороваться объясняет необходимость знать и соблюдать этикет приветствия особенно при общении с представителями других национальностей и стран. И если в деловой среде наметилась тенденция к стиранию четких границ между правилами, то в сфере личных контактов все-таки лучше придерживаться принятых в данном обществе норм вежливости и правил общения.
К примеру, японцы на встречах с западными коллегами уже используют рукопожатие, а европейцы — поклоны, принятые в Стране восходящего солнца. Но такой «этикетный плюрализм» не уместен в частном общении. Кстати, во время переговоров на высоком уровне, проходящих в странах Востока, также пользуются правилами дипломатического протокола. Однако в неформальной части встреч все же доминируют нормы традиционного этикета.
Современный международный этикет приветствия
Для россиян до сих пор определенную трудность представляют правила делового протокола. Кто должен здороваться первым? Нужно ли приветствовать коллег, которые в момент вашего появления заняты? И так далее. Подобных вопросов наверняка станет меньше, если усвоить главный принцип деловых отношений. Этот принцип формулируют по-разному, но смысл его в том, что своим поведением нельзя ставить кого бы то ни было в неудобное положение. Удобно тебе, но удобно с тобою должно быть и тем, кто работает рядом.
Если соседи по кабинету заняты – клиентом или разговором по телефону – не стоит мешать ими вежливым, но громким приветствием. Не надо, проходя по коридору, заглядывать в каждый кабинет и демонстрировать свою приветливость.
Как здороваться с коллегой
И второе правило, которое нужно учитывать, — в служебной иерархии нет пола, нет возраста. Есть только вышестоящие и подчиненные сотрудники. И первым всегда здоровается нижестоящий. А руку для рукопожатия протягивает вышестоящий. Есть одно исключение: если подчиненный сотрудник — женщина, то инициатором рукопожатия выступает только она. При встрече с равным первым здоровается любой (считается, что самый воспитанный).
Речевые формулы приветствия зависят, как правило, от стиля отношений, принятых в коллективе. Однако в некоторых случаях демократизм корпоративной культуры общения может граничить с фамильярностью, которая негативно влияет на служебные отношения и рабочий процесс. И, конечно, панибратство между коллегами совершенно неуместно в присутствии посторонних, особенно партнеров и клиентов. Это осознают не все. Но многие руководители, которые до назначения общались с коллегами в подобном стиле, после повышения начинают испытывать трудности в управлении коллективом.
Умение произвести нужное впечатление уже в минуты приветствия важно и в личной жизни. Если мужчина уже с первых минут показывает свою невоспитанность, хамство и грубость, то вряд ли стоит ожидать от него обходительности в дальнейшем. Если девушка демонстрирует дурные манеры, ведет себя вызывающе, у нее практически нет шансов на отношения с достойным мужчиной.
Кстати, до недавнего времени форма приветствия с использованием слов «здравствуй», «здравствуйте» была привилегией свободных и знатных людей. Всем остальным – челяди, крепостным крестьянам, батракам — надлежало бить поклоны. Вспомните об этом, когда в очередной раз при встрече или во время написания письма клиенту «забудете» о вежливых словах, которые, конечно же, ничего не стоят, но приносят много.
P.S.: А как Вы предпочитаете здороваться с коллегами, друзьями, клиентами? Возникали ли в Вашей практике общения трудности в начале общения с ними? Знакомы ли Вы с правилами современного международного этикета?
Расскажите о своем опыте.
#Этикет#Деловойэтикет#Взаимоотношения#Бизнес#Хорошиеманеры#Воспитание#Образ ование#АнтонинаРоманова
войдите, используя
или форму авторизации