Фотострана » Интересные страницы » Психология и отношения » ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ » ***
***
У Ницше страсть к познаванию - продукт совсем другого темперамента,
противоположного полюса чувств. Его отношение к истине исполнено демонизма,
трепетная, напоенная горячим дыханием, гонимая нервами, любознательная
жажда, которая ничем не удовлетворяется, никогда не иссякает, нигде не
останавливается, ни на каком результате, и, получив ответ, нетерпеливо и
безудержно стремится вперед, вновь и вновь вопрошая. Никакое познание не
может привлечь его надолго, нет истины, которой он принес бы клятву
верности, с которой бы он обручился как со "своей системой", со "своим
учением". Все истины чаруют его, но ни одна не в силах его удержать. Как
только проблема утратила девственность, прелесть и тайну преодолеваемой
стыдливости, он покидает ее без сострадания, без ревности к тем, кто придет
после него, - так же, как покидал своих mille e tre Дон Жуан, его брат по
духу. Подобно тому, как великий соблазнитель среди множества женщин
настойчиво ищет единую, - так Ницше среди всех своих познаваний ищет единое
познавание, вечно не осуществленное и до конца не осуществимое; до боли, до
отчаяния чарует его не овладение, не обладание и нахождение, а
преследование, искание, овладевание. Не к достоверности, а к неуверенности
стремится его любовь, демоническая радость соблазна, обнажения и
сладострастного проникновения и насилования каждого предмета познавания -
познавание в духе Библии, где мужчина "познает" женщину и тем самым
совлекает с нее покров тайны. Он знает, вечный релятивист, переоценщик
ценностей, что ни один из этих актов познавания, ни одна из этих попыток
алчного духа не дает "познания до конца", что истина в конечном смысле не
допускает обладания: "тот, кто мнит: я обладаю истиной, - сколь многого он
не замечает!" Поэтому Ницше никогда не чувствует себя хозяином, никогда не
стремится к накоплению и сохранению и не строит себе духовного дома: он
предпочитает - к этому влечет его инстинкт кочевника - навсегда отказаться
от всякого имущества, - Немврод, в охотничьих доспехах одиноко блуждающий по
чащам духа, лишенный крова, семьи, очага, пожертвовавший всем ради радости,
счастья охоты; как Дон Жуан, он ценит не прочность чувства, а "великое
мгновение восторга"; его влекут лишь приключения духа, опасные "может быть",
которые волнуют и манят охотника, пока они далеки, но не насыщают
настигшего; ему нужна не добыча, а только (так рисует он сам образ Дон Жуана
познания) "дух, щекочущее наслаждение охоты, интриги познавания - вплоть до
самых высоких, самых далеких звезд познания", - так, чтобы не оставалось
другой добычи, кроме абсолютной боли познавания, как у пьяницы, который пьет
абсент и кончает азотной кислотой.
© Стефан Цвейг. Фридрих Ницше
А когда становиться Вам скучно и реальная перспектива дикого одиночества от собственной подлости, вдруг ярко вспыхивает в осознании - б егите к зеркалу и там найдёте все ответы ...и по гов орить там тоже есть с кем ......
войдите, используя
или форму авторизации