Фотострана » Интересные страницы » Религия » ДАРИТЕ ЛЮБОВЬ » Святые Пётр и Феврония – покровители семьи и брака. С древних времен святые Петр и Феврония ...
Святые Пётр и Феврония – покровители семьи и брака.
С древних времен святые Петр и Феврония считаются покровителями семьи и брака. Им молятся о добром воспитании детей. И это не случайно, их житие свидетельствует о любви и верности, терпении и мудрости – дарах Святого Духа, доступным чистым сердцем и смиренным в Боге.
Князь-змееборец
Романтическая история любви святых Петра и Февронии подробно описана в древнерусской «Повести о Петре и Февронии», созданной священником Ермолаем Прегрешным (в иночестве Еразмом), талантливым литератором, широко известным в эпоху Иоанна Грозного. Сохранив в житии фольклорные черты, он создал удивительно поэтичную повесть, вдохновлявшую православные супружеские пары на протяжении многих столетий.
...Во граде Муроме правил князь Павел, и был у него младший брат Петр (в повторении апостольских имен мы слышим напоминание о том, что праздник в честь святых Петра и Февронии – 8 июля – всегда приходится на Петров пост). Враг рода человеческого, пытаясь погубить князя Павла, являться ночью его жене, чтобы совратить ее на блуд. При этом хитрый бес, змей-оборотень, принимал обличье Павла. Желая избавиться от бесовских козней, княгиня выведала у оборотня, в чем его смерть, и узнала, что погибнет он от Петрова плеча и Агрикова меча. Когда Петр узнал об этом, то пожелал найти меч и помочь старшему брату избавиться от нечистой силы. Вскоре, во время молитвы в церкви Воздвижения Животворящего Креста Господня, ему явился светлый отрок и показал выемку в алтарной стене, где находился Агриков меч.
Вечером того же дня, побывав у брата, Петр пошел на поклон к снохе. Каково же было его удивление, когда в покоях княгини, он снова увидел брата. Уразумев, что под видом Павла скрывается змей-оборотень, князь Петр выхватывает меч и вступает в борьбу. Наконец князь поражает змея, но ядовитая змеиная кровь, хлынувшая из раны, с головы до ног обрызгала молодого князя. Все тело Петра покрылось незаживающими болезненными язвами и струпьями (проказой).
Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь-змееборец, повторивший подвиг св.Георгия Победоносца во всем предался
Богу. И Господь совершил чудо.
«Жена есть уготована мужу от века»
Однажды в поисках лекаря князь повстречался с Февронией, дочерью «древолазца» бортника (добывавшего дикий мед) села Ласково, что на Рязанской земле. Она была красивой, благочестивой и мудрой девушкой, имела дар прозорливости и исцеления, ее, даже, слушались дикие животные. Князь за исцеление пообещал большую награду. Но Феврония без обиняков ответила, что если не станет супругой ему, то не подобает ей и лечить его. Это были слова, сказанные не из каких-то меркантильных соображений. Автор «Повести» приходит к мысли о браке как о духовном лекарстве, которым человек исцеляется не только от телесных недугов, но и от душевных изъянов, при том, что сам брак зачастую заключается не только Божиим повелением, но, более того, Божиим принуждением. Коль скоро, по библейским понятиям, «жена есть уготована мужу от века», то, конечно, не вызовет удивления «дерзость» премудрой Февронии, которая узнала в Петре своего суженого и, прежде чем исцелить его, передает ему свой «ультиматум». Петр пообещал жениться, но в душе слукавил: гордость княжеского рода мешала ему согласиться на подобный брак. Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула на нее и велела князю вымыться в бане и смазать все струпы, кроме одного.
Благодатная девица назначила такое лечение не случайно. Как Господь и Спаситель, исцеляя прокаженных, слепых и расслабленных, через телесные недуги врачевал душу, так и Феврония, зная, что болезни попускаются Богом во испытание и за грехи, назначила лечение для плоти, подразумевая духовный смысл. Прозревая лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха.
Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь вернулся к Февронии. Повторно исцеленный ею, Петр теперь сдержал свое слово – женился и тем получил себе всецелое исцеление. Венчание их состоялось в соборной церкви Рождества Богородицы. «И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божии Заповеди» – гласит «Повесть». Постепенно князь понимает, что Феврония – его единственная любовь, а их союз – благословение Божие. И святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания!
«Что Бог сочетал, того человек не разлучает»
После смерти брата в 1203 году, Петр стал самодержцем в Муроме. Феврония же «храм Божий усердно посещала, странников кормила и поила, нагих одевала, больных призирала, в темницах сидящих посещала, милостыню нищим раздавала». Однако, надменные боярские жены невзлюбили Февронию. Не желая иметь правительницей над собой крестьянку, они «подучивали своих мужей недоброму». И те всякие наветы пытались возводить на княгиню, а однажды, потеряв стыд, предложили Февронии, взяв, что ей угодно, уйти из города. Княгиня же ничего, кроме своего супруга, не желала. Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание, сказав слова Спасителя: «Что Бог сочетал, того человек не разлучает».
Собрав несколько приближенных, изгнанные супруги на двух судах поплыли по Оке куда Бог пошлет. Они стали жить простыми людьми, радуясь тому, что вместе, и Бог помогал им.
В пути случился ещё один характерный эпизод. Некий мужчина, плывший со своей семьей в одной лодке с Февронией, засмотрелся на княгиню. Святая жена сразу разгадала его помысел и мягко укорила: «Почерпни воду с одной и другой стороны лодки, – попросила княгиня. – Одинакова вода или одна слаще другой?» – «Одинакова», – отвечал тот. «Так и естество женское одинаково, – молвила Феврония. – Почему же ты, позабыв свою жену, о чужой помышляешь?». Обличенный смутился и покаялся. Услышав, как мудро уличила этого мужчину Феврония, многие поняли, что она далеко не простая женщина из крестьян.
Недолго продолжалось их странствование. Вскоре приехали гонцы из Мурома с мольбой вернуться Петру для княжения. Оказалось, что любовь Петра и Февронии была не только их личной святыней, а святыней всего Мурома, утратив которую город утратил и осенявшую его благодать. Бояре затеяли настоящую бойню за княжеский титул, кровопролитие и раздор. Нестроения и междоусобные распри достигли такой силы, что народ был просто вынужден вернуть (с почетом вернуть!) святых супругов обратно.
Не стали супруги поминать боярские угрозы и оскорбления, вернулись в родные края, где стали княжить по-прежнему. Они правили «соблюдая все заповеди и наставления Господни беспорочно, молясь непрестанно и милостыню творя всем людям, под их властью бывшим, как чадолюбивые отец и мать», гласит «Повесть». Сила любви Петра и Февронии победила коварство и ненависть!
Верны друг другу не только до гроба, но и за гробом!
Когда Петр и Феврония достигли преклонных лет, они приняли монашество. Существовал тогда на Руси благочестивый обычай заканчивать свою земную жизнь в монастыре, чтобы приуготовить свою душу для жизни вечной. Петр, нареченный Давидом, жил в мужской обители, Феврония, нареченная Ефросинией, – в женской. Будучи разделены монастырскими стенами, они просили Бога умереть им в одночасье и быть положенными в одном гробу, который давно приготовили для себя. Завещанием этим, в сущности, разрешается неразрешимое будто бы противоречие между браком и монашеством. Супруги, даже и облаченные «во монашеския ризы», желают умереть одновременно не только потому, что они продолжают любить друг друга, но еще и потому, что браком, согласно воззрениям Церкви, муж и жена соединяются «в одно существо – в одного человека с одной душой, но в двух лицах». Ну а если смерть отсекает от единого существа одну часть, одну половину, то как же возможно оставаться при этом в живых второй?
Господь, как и всегда, услышал их молитвы. Когда Петр почувствовал приближение смерти, то предупредил через гонца Февронию быть наготове. А она в это время золотым шитьем вышивала в соборный храм воздух (покрывало Святых Даров) и попросила передать, чтобы тот подождал ее. Через некоторое время опять прибежал послушник с сообщением, что умирает ее супруг. Заторопилась Ефросинья, уж очень ей хотелось закончить священную работу. Но, когда в третий раз переступил порог кельи гонец, инокиня воткнула иглу в ткань, прикрутила нитку и ответила: «Скажи ему: «И я иду с тобой в сей час». Вот так, благочестивые супруги преставились в один и тот же час, в один и тот же миг, каждый в своей келье. Они остались верны друг другу не только до гроба, но и за гробом. Это случилось 25 июня (8 июля по н.ст.) 1228 года.
Нарушив завещание, их похоронили в разных гробах – потому что посчитали непристойным хоронить монаха и монахиню в общем гробу. Но на следующий день их тела чудом оказались в одной гробнице. Снова и снова пытались разлучить уже мертвых супругов – но наутро их тела обретались вместе. Тогда только стало всем понятно, что на это есть особое Божие благоволение, и Сам Господь принял их любовь под Свое покровительство. После этого уже никто не дерзнул разлучать их. С тех пор покоятся мощи этой «святой двоицы» в едином гробу, источая благоухание и помогая всем, с верою к ним приходящим.
Пример такого блаженного упокоения святых Петра и Февронии утверждает нас в правильности слов святителя Иоанна Златоуста, полагавшего, что «в будущем веке все верные супруги безбоязненно встретятся и будут пребывать вечно со Христом и друг с другом в великой радости». И это не случайно, потому что «любовь изменяет само существо вещей», – утверждал святитель. А апостол Павел писал, что «любовь никогда не перестанет, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится»! Своей жизнью Петр и Феврония воплотили на земле образ небесного брака – полное единство супругов в любви, открывающее человеку прямой вход в Царство Небесное.
Уроки жития святых Петра и Февронии.
Какие же уроки может вынести современный человек, наверняка имеющий неспокойствие и проблемы в семейной жизни, из примера благочестивого жития святых князей?
Повесть о Петре и Февронии начинается с битвы со змеем для того, чтобы в очередной раз напомнить нам о роли и предназначении мужчины. Божие повеление Адаму – возделывать сад, то есть заботиться о целом мире, а заботиться об Адаме призвана Ева. Мужчина ориентирован на внешнее, женщина – на внутреннее. Для мужчины важнее дело, для женщины – отношения и состояния. Любое внешнее делание в мире, будь то работа, война или творчество, всегда в той или иной степени битва со змеем, потому что его двигателем служит агрессия. Так уж человек устроен, что, не выплескивая агрессию, гнев, не будучи бойцом, он ничего не выстроит, не разведает, не сочинит, не образует. Но, как змееборчество является опасным занятием, несущим в себе риск быть израненным или погибнуть, так и борьба за победу, за успех в любой деятельности зачастую озлобляет, ожесточает человека, делает его бессердечным и гордым. Убить чудовище – дело благое, но, пребывая в постоянных схватках с монстрами, не делаешься ли на них похожим ты сам, не заразительны ли для тебя их повадки?
Одержав победу над змеем, Петр нуждается в ком-то, кто победил бы змеиную заразу в нем самом. И его помощницей, одновременно лекарем и лекарством, становится Феврония. Почему вещая дева обещает исцелить Петра только в том случае, если молодой князь женится на ней? Их брак – это не плата за лечение, а, скорее, дальнейшие предписания врача – вот что ты должен изменить в своей жизни, чтобы больше не оказываться в такой ситуации. Причина петровой болезни – не просто змеева кровь, а неполнота существования молодого князя: «Нехорошо быть человеку одному» (Быт.2:18). Легко ли биться со змеями, если после боя никто тебя не ждет, не спешит утешить, смазать твои раны и вдохновить на новые подвиги?
Феврония исцеляет Петра, восполнив его неполноту. Но всякая ли жена обладает лечебными свойствами? Конечно, не всякая, а только ведущая жизнь созерцательную. Именно поэтому в старину и прятали девиц в теремах да высоких башнях – чтобы не нахватались мирской грязи и лечебные свойства не утратили. В наши же дни многие девушки, испытывая потребность пребывать в высокой башне на вершине одинокого утеса, и не имея реальной возможности укрыться за каменными стенами, возводят вокруг себя стены психологические...
Почему же Петр не сразу решился взять в жены свою идеальную невесту? Нет, даже не из-за «классовых противоречий» – как раз брак с девушкой низкого происхождения предполагает меньше ответственности. Крестьянка рядом с князем – существо бесправное, если что не так, всегда можно указать жене-простолюдинке на дверь, и за нее не вступится клан влиятельных родственников. По мнению психологов, наибольший страх у мужчин вызывает наличие у женщин ума. Петра испугала февроньина мудрость – а вдруг она, обладая таким умом, будет все поворачивать по-своему, манипулировать мной и всем княжеством? Но истинная женская мудрость состоит в том, чтобы, служа для супруга зеркалом, отражающим и помогающим исправлять недостатки, никогда не посягать на его свободу! Когда Петр в первый раз отказывается исполнить свое обещание, Феврония не бросается его догонять и не грозит небесными карами. Она смиренно ждет, пока Петр сам придет к пониманию, что ему Богом сужден этот брак.
Невесты бывают трудолюбивыми и приятными, но оба этих качества редко удается обнаружить одновременно в одном и том же человеке. Мало кто из нас выбирает супруга, имея смирение праотцев Исаака и Ревекки, искавших только Божией воли – скорее мы стремимся «отхватить» кого-нибудь по своим страстям. Пьяница мечтает о любительнице выпить, свободолюбивый – о готовой составить ему компанию, скряга – о себе подобной скопидомке... А Господь ради нашего исправления посылает нам тех, кто на нас непохож, противоположен и тем самым, обличая, вразумляет.
Жизнь Петра и Февронии являет собой прекрасный пример духовного единения в скорбях, поддержки и ободрения друг друга в трудностях. А еще это удивительный пример соединения двух совершено разных людей – людей, воспитанных по-разному, принадлежащих к разным сословиям, усвоивших от своих родителей разные привычки. Тем не менее, именно эти люди явили поразительный пример кроткой, единомысленной и спокойной жизни. Смеем предположить, что таковая жизнь была не данностью. Скорее, она явилась результатом их упорной работы над собой, тщательной уступчивости и снисхождения. И как тогда на этом фоне рассматривать всем известное «не сошлись характерами», столь часто употребляемое сегодня для оправдания крайнего эгоизма и неумения сносить недостатки другого?
А еще жизнь святых наглядно показывает и посмертную неразрывность брачного союза, как о том и учит Церковь. И как же это, к сожалению, контрастирует с современным легкомысленным отношением к супружескому союзу, мол, не понравится – уйду, найду другого спутника жизни...
Помощники в различных семейных проблемах.
В XVI веке Русская Православная Церковь причислила Петра и Февронию к лику святых. А в 1552 году царь Иоанн Грозный, во время похода на Казань, отслужил в Муроме молебен Петру и Февронии, пообещав в случае победы над Казанью воздвигнуть над их мощами каменный собор. И свое обещание царь исполнил: вскоре над могилой святых вознесся красивый храм, а затем царь прислал в храм икону святых Петра и Февронии, «писанную на золоте». К сожалению, этот храм не сохранился. После революции гробница Петра и Февронии была передана Муромскому музею. В 1989 году рака с мощами святых была возвращена Церкви и в 1993 году торжественно перенесена в Троицкий женский монастырь города Мурома.
Как бесценное сокровище, чтят православные люди чудотворные мощи этих святых. Благоверные супруги щедро помогают всем, кто с верой в их заступничество приезжает к ним помолиться о даровании доброй невесты (хорошего жениха), семейном мире и благополучии, единомыслии и вразумлении неверующего или нецерковного супруга. Но и те, кто не имеет возможности поклониться их святым мощам, могут с верой и покаянием призывать их в молитве на всяком месте.
Известно много случаев, когда после молитвенного обращения к святым князьям Господь даровал отчаявшимся бездетным супругам ребенка. Так сестры обители рассказывают, что у супруги одного из спонсоров, помогавшим восстанавливать монастырь, по молитвам святых, родилась дочь. Супруге в это время было 42 года, и детей у нее не было, не смотря на то, что в браке они состояли с мужем уже более 10 лет.
Многие супружеские пары у святых мощей утверждались в мысли, что необходимо венчаться. Долго не складывались у одной женщины отношения с мужем, дело шло к разводу, но молитвами святых Петра и Февронии в семье все наладилось. Матушка одного московского батюшки рассказывала, что она молилась у святых мощей о даровании благочестивого супруга, и Господь устроил ее жизнь...
Семья – это когда семь «Я».
Своею жизнью благоверные Петр и Феврония в полноте показали ту высоту брачного союза, которую хочет видеть Бог в каждом союзе мужа и жены. Святые супруги имели пятерых детей: сыновей Святослава, Юрия, Ярослава, Давида и дочь Евдокию. Так что была у них настоящая семья, как в народе говорят, семь «Я» – папа, мама, да пять ребятишек. Детьми всегда были богаты русские семьи – от княжеских до крестьянских. Но именно святых Петра и Февронию следует просить о благодатной помощи в воспитании детей. Именно от них, сумевших воспитать детей в духе благочестия, послушания и любви, берет свое начало известное выражение «четыре сыночка и лапочка дочка». Известно, например, что Евдокия, стала прекрасной супругой другого святого – благоверного князя Святослава Юрьевского, в браке с которым у них родился сын Димитрий, в древних святцах также упоминаемый как святой. И подобно святым родителям Евдокия окончила свое житие в Муромской обители, приняв иноческий постриг по совершеннолетии сына.
За сотни лет по молитвам святым Петру и Февронии многие верующие получили помощь, удостоверяясь в том, что, воистину, эти святые помогают сделать семейную жизнь по-настоящему счастливой! Иконы с их изображением следует иметь в каждом православном семействе, как пример истинной и взаимной супружеской любви до последнего вздоха.
Память святых благоверных князей Петра и Февронии совершается в день их «купного» преставления 8 июля (по н.ст.).
МОЛИТВА святым благоверным князю Петру и княгине Февронии:
"О велиции угодницы Божии и предивнии чудотворцы, благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстателие и хранителие, и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы! К вам прибегаем и вам с упованием крепким молимся: вознесите о нас, грешных, святыя молитвы ваша ко Господу Богу, и испросите у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимо, в добрых делех преуспеяние, мира умирение, земли плодоносие, воздуха благорастворение, телесем здравие и душам спасение. Исходатайствуйте у Царя Небеснаго Церкви Святей и всей державе Российстей мир, тишину и благоустроение, и всем нам житие благополучное и добрую христианскую кончину. Оградите Отечество ваше и вся грады Российския от всякаго зла; и вся правоверныя люди, к вам приходящия и святым мощем вашим поклоняющиеся, осените благодатным действом богоприятных молитв ваших, и вся прошения их во благо исполните. Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, со умилением вам днесь возносимых, но будите о нас приснии предстателие ко Господу, и сподобите нас помощию вашею спасение вечное улучити и Царствие Небесное унаследовати: да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь."
войдите, используя
или форму авторизации