Фотострана » Интересные страницы » Развлечения » ОБО ВСЕМ » "России принадлежит мое сердце".. Человек-легенда, человек-планета и, наконец, просто ...
"России принадлежит мое сердце".. Человек-легенда, человек-планета и, наконец, просто человек.
17 ноября 2018 года в возрасте 106 лет в результате пожара на своей вилле в Вадуце погиб барон Эдуард Александрович Фальц-Фейн.
Про этого человека мало сказать, что с ним ушла эпоха — с ним ушла Императорская Россия. Памяти барона - и о том, что сделал он для России, которую всю жизнь продолжал считать своей Родиной - очерк недавнего времени.
Эдуард Фальц-Фейн разыскивал по всему миру и возвращал России, казалось бы, безнадежно утраченные живописные шедевры, бесценные исторические документы — письма, дневники, архивы (в их числе знаменитый архив Соколова — свидетельства об убийстве в Екатеринбурге царской семьи) и целые библиотеки. Он дарил России ее достояние. Список огромен: полотна Репина, Коровина, Бенуа, Лебедева, редкостные гравюры…
Он помог восстановить Янтарную комнату, Мальтийской капеллы Воронцовского дворца в Петербурге.
Дворцу в Ливадии передан ковер ручной работы с изображениями императора Николая II, императрицы Александры Федоровны и наследника Алексея, — дар персидского шаха царской семье к 300-летнему юбилею Дома Романовых. Персидский ковер, украшавший прежде крымскую резиденцию русского царя, Эдуарду Александровичу посчастливилось купить на аукционе в Германии.
ковер
Воронцовскому дворцу в Алупке — редчайший «Портрет князя Григория Потемкина» приобретенный у одного нью-йоркского антиквара. Одна из самых удачных находок барона Фальц-Фейна! Так считал он сам.
Все деньги, что поступали от продажи сувениров (у барона в Вадуце два сувенирных магазина), он привык делить на две равные части: одну — для России, вторую — для себя и дочери.
За ним давно и прочно утвердилось прозвище «народный барон». От наследника богатейшей в России семьи, издавшего свой первый крик в фамильном дворце — до полунищего эмигранта, от человека без родины — до одного из самых уважаемых и преуспевающих граждан княжества Лихтенштейн.
"Моя мать постучалась во дворец, и князь принял ее. Она просила только за меня: мой сын Эдуард не имеет гражданства, — сказала она князю, — а, значит, у молодого человека нет будущего.
И князь Франц I решил мою судьбу: объявил местный референдум, и тайным голосованием в декабре 1936-го жители крохотного городка Руггеле проголосовали «за».
Но до этого я построил там поилку для коров. А потом в Ниццу, где я тогда жил, пришла телеграмма из Лихтенштейна с поздравлением — я стал подданным князя и полноправным гражданином княжества. Единственным русским! И вдобавок получил титул барона".
Барон Э.А.Фальц-Фейн в гостиной своего дома в Вадуце. Лихтенштейн..
Если бы не Екатерина II, не бывать бы немцам Фальц-Фейнам на святой Руси! Да и вся история России, возвеличенной и умноженной ее трудами, была бы иной!
В домашней галерее барона есть и портрет последнего российского императора Николая II. Эдуард Александрович — один из немногих на земле, кто помнит тепло его рук: в мае 1914-го, во время визита к Фальц-Фейнам, в Асканию-Нова, государь держал на руках маленького Эди.
Почти в столь же младенческом возрасте запечатлен и сам будущий российский монарх. Живописное изображение сладко спящего царственного дитя, кисти придворного художника Неффа, — открывает домашнюю галерею, что расположилась вдоль парадной лестницы, ведущей на второй этаж виллы. Здесь же — и подлинный репинский эскиз казаков, пишущих письмо турецкому султану. Портреты адмиралов Епанчиных, Екатерины Бибиковой, супруги Светлейшего князя фельдмаршала Михаила Кутузова, последней русской императрицы Александры Федоровны.
Эдуард фон Фальц-Фейн в детстве с мамой и сестрой Таисией
Но самый любимый для Эдуарда Александровича — портрет матери.
Верочка, Вера, Вера Николаевна. Петербургская барышня, красавица. В юности он любил подразнить своих подружек фотографией юной мамы, вызывая их жгучую ревность. И когда очередная обожательница готова была закатить скандал своему ветреному любовнику, тот гасил ее пыл: «Ну, что ты злишься, это же моя мама!» Эффект был ошеломительным. До сих пор Эдуард Александрович по-детски радуется своим былым удачным розыгрышам.
Нет, обращения «почтенный» и «старейший» — не для барона. Он все тот же беззаботный Эди, щеголявший в куртке с разодранными локтями, удачливый любовник, щедрый меценат и великий жизнелюб.
«Горек чужой хлеб, говорит Данте, и тяжелы ступени чужого крыльца», — эту истину, подтвержденную русским гением Пушкиным, выверил на себе барон Эдуард Фальц-Фейн.
Эдуард фон Фальц-Фейн в молодости.
Барон Фальц-Фейн в своём доме в Вадуце, Лихтеншнейн, 1988 год.
Жизнь начиналась с чистого листа. В книгу его судьбы, точнее в ее предисловие, вписаны великие имена: Федор Шаляпин и Сергей Дягилев, Игорь Стравинский и Сергей Рахманинов.
Садовник, репортер, гонщик, бизнесмен, — он вобрал в себя динамизм двадцатого века и романтику девятнадцатого.
От житейских невзгод его всегда защищала сень мощного родового древа. Две его ветви: немецкая, Фальц-Фейны, пионеры освоения южнорусских степей, прибывшие на Русь во времена Екатерины II, и российская — Епанчины, представители русского дворянства, ведущие свой род от боярина Федора Кошки (общего предка Епанчиных и царской династии Романовых), причудливо переплелись в тот самый день и час, когда Александр Фальц-Фейн предстал перед алтарем храма со своей избранницей красавицей Верой Епанчиной.
Вилла «Аскания-Нова» в Лихтенштейне — зеркальное отражение той несуществующей ныне жизни. Сколок былой крымской империи Фальц-Фейнов. Мир мертвых и живых. Вернее, мир Эдуарда Александровича, неделим на ушедших и здравствующих. У него все живы, как у Господа Бога. Их лица проступают в памяти, словно добротные черно-белые снимки в проявителе.
И взирают с портретов на своего знаемого и незнаемого внука и правнука адмиралы Епанчины, верно служившие Царю и Отечеству. Пристально вглядывается монаршая чета: император Павел I и императрица Мария Федоровна. Удостаивает царственного взора сама Екатерина Великая…
Дань памяти Эдуард Александрович воздал ей сполна — бронзовый бюст русской императрицы работы знаменитого скульптора Жана Антуана Гудона подарил ее родному Цербсту, когда там, в 1995 году, открылся музей Екатерины II. Не так уж далеко от Вадуца немецкий городок, принадлежавший в былые времена князю Анхальт-Цербстскому, отцу принцессы Софии-Фредерики-Августы, будущей государыни великой империи…
В девяносто два получил право управлять автомобилем еще на несколько лет. Знакомый доктор заверил его, что если бы не знал возраст своего пациента, не поверил — сердце, легкие, желудок, как у тридцатилетнего!
Но в паспорте впечатана строка — 14 сентября 1912 года. И никуда от этой самой важной даты — точки отсчета земного бытия — не уйдешь!
— Не привык тащиться как черепаха (стрелка на спидометре вздрагивает на отметке — 140!) Раньше носился по Европе со скоростью 250 километров в час. О, меня штрафовала полиция всех стран!
— Меня никто здесь не понимает — ну, зачем ты помогаешь России, даришь ей такие дорогие подарки?! Ведь твою семью лишили всех богатств, бабушку расстреляли, отец умер в эмиграции, твоя семья и ты сам приняли столько лишений…
Это же другая Россия, и другие люди, — отвечаю им, я просто переворачиваю страницу. И все.
Но есть обиды, что засели в памяти как занозы. И одна из них особенно болезненна. Так уж вышло, что идея перезахоронения праха Федора Шаляпина пришла в голову его другу писателю Юлиану Семенову (вместе с ним они создали Международный комитет по поиску Янтарной комнаты), а затем стала и его, барона Фальц-Фейна.
Сколько было треволнений, переговоров: и с сыном певца Федором Федоровичем Шаляпиным, и с советскими властями, и с тогдашним мэром Парижа Жаком Шираком, сколько усилий положено на то, чтобы человеческая и историческая справедливость восторжествовала.
А его, главное действующее лицо и вдохновителя этой гуманной акции, попросту забыли пригласить в Москву! Он узнал из газет в Монте-Карло, где гостил у дочери, что прах великого певца предан родной земле, в Москве, на Новодевичьем кладбище. К горечи обиды примешивалась и радость: его усилия не обратились сиюминутной суетой, это работа на вечность.
Не скрывает своей обиды и на Дмитрия Набокова, сына писателя. Вообще-то, с Набоковыми Фальц-Фейны всегда дружили и даже состояли в близком родстве.
— Нет, с Дмитрием я теперь не дружу. Зачем он отдал книги своего отца на «Сотбис»?! Почему не подарил России?
И еще возмущает его явная историческая несправедливость — сорокалетнего князя Георга Юрьевского, живущего в Швейцарии, официально не признают наследником царского рода.
— Какой он Юрьевский?! Он — настоящий Романов! Правнук Александра II! Что за глупость придумали: Катя Долгорукова — морганатическая жена? Да князья Долгоруковы древнее Романовых!
Огорчает барона и то, что его молодой друг, Светлейший князь, почти не знает русского языка.
— Русские люди с историческими фамилиями должны говорить по-русски!
Барон Фальц-Фейн в день вручения Царскосельской награды за помощь в восстановлении Янтарной комнаты с И.П. Саутовым, директором Государственного музея-заповедника «Царское Село», 1998
Барон не скрывает своей гордости: Фальц-Фейны породнились с Федором Достоевским. В знак памяти и любви к русскому гению восстановил надгробия на могилах дочерей писателя — Софии, умершей в младенчестве в Женеве, и Любови Федоровне в итальянском Больцано.
Эдуарда Александровича по праву можно считать автором любопытного исторического открытия, — именно он, опираясь на найденные им архивные документы, доказал, что русский полководец Александр Суворов в октябре 1799 года, после перехода с армией через Альпы, сделал краткую остановку в княжестве Лихтенштейн.
На собственные средства Эдуард Александрович и поставил памятник Суворову на перевале Сен-Готард в Швейцарских Альпах и создал музей А.В.Суворова..
В честь этого события в Бальцерсе на средства барона и по его проекту была открыта мемориальная доска. И еще Эдуард Фальц-Фейн стал инициатором выпуска юбилейной почтовой марки и открыток с портретом генералиссимуса. Но прежде он заручился высочайшим соизволением князя Лихтенштейнского Ханса Адама II. По правде сказать, сделать это было не сложно, ведь князь — давний добрый знакомый барона, да к тому же еще и сосед. Вилла «Аскания Нова» и княжеский замок разместились поблизости, на живописном горном склоне.
— Каждое утро встаю со словами: жив? А, жив! Ну, тогда пойдем чай пить!
И каждое утро одна неотвязчивая мысль — что будет с домом, с русскими картинами? Потом, после него? Хотя и сознает, что Потом ему-то будет все равно.
Но так уж устроен он, Эдуард Фальц-Фейн, что обо всем должен позаботиться еще при жизни. И на русском кладбище Кокад в Ницце, рядом с могилами матери и деда, есть и… его, собственная.
На ней памятник с фотографией, где он, барон Эдуард Фальц-Фейн, красивый и полный сил, и табличкой с одной лишь открытой датой — годом рождения.
Мне довелось видеть эту самую необычную в мире могилу. И, может быть, самую оптимистическую, — ведь ее «обладателю» можно позвонить, поболтать о жизни и даже увидеться с ним.
Барон объясняет просто: «Чтобы никому Потом не морочить голову».
Сказано ведь в святом писании: «Копите сокровища нетленные…» Он копил земные, но, расставаясь с ними, обретал вечные…
Дом Фальц-Фейнов.
Во Вселенной среди Галактик, звезд первой величины, странствующих комет, пилотируемых кораблей и космического мусора свершает свое вечное вращение планета, нареченная его именем. Где-то между орбитами Марса и Юпитера.
Парадокс: его биографию не смогут вместить несколько увесистых томов, и она укладывается всего в два слова:
БАРОН ФАЛЬЦ-ФЕЙН
войдите, используя
или форму авторизации