Фотострана » Интересные страницы » Развлечения » ОБО ВСЕМ » Про Архипа Куинджи говорили, что его картины затмевают на выставках произведения других живописцев, ...
Про Архипа Куинджи говорили, что его картины затмевают на выставках произведения других живописцев, не оставляя им шанса на внимание аудитории.
Эксперименты со светом, тонко написанные пейзажи и неповторимая авторская манера принесли Архипу Ивановичу мировую известность.
Грек по происхождению, Архип Куинджи, родился в 1841 году, в Мариуполе.
Рано лишившись родителей, нанимался на работу, будучи ещё маленьким мальчиком.
Чтобы заработать, он брался за любое дело: был пастухом, служил на постройке церкви, а также подрабатывал у хлеботорговца.
Летом 1855 года Куинджи приехал в Феодосию, откуда отправился в усадьбу Айвазовского неподалеку от деревни Шейх-Мамай, чтобы поступить в ученики к художнику. Хозяин был в отъезде, и в ожидании его юный Архип попросился помогать в усадьбе.
В обучении живописи Айвазовский ему отказал.
Куинджи мечтал поступить в Академию художеств.
В 1865 году Куинджи уехал в Санкт-Петербург.
Он дважды «срезается», но не сдаётся и создаёт картину «Татарская сакля в Крыму».
Игра светотени, контрасты берега на первом плане, холодный лунный свет, поражающий своим правдоподобием — всё это не оставило профессоров равнодушными.
Куинджи был удостоен звания свободного художника, после чего ему разрешено сдавать экзамены для получения диплома.
В эти годы Куинджи познакомился с художниками-передвижниками, в числе которых были И. Н. Крамской и И. Е. Репин.
Это знакомство оказало большое влияние на творчество Куинджи, положив начало реалистическому восприятию им действительности.
Картины художника стали выставляться в рамках выставок Товарищества передвижников и имели большой успех.
О Куинджи и его работах заговорили, и он, поверив в свои силы, перестал посещать занятия в Академии.
В 1873 году он создал два замечательных шедевра : «На острове Валааме» и «Ладожское озеро».
Картина « На острове Валаам»выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов — тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака.
Полотно экспонировалось на академической выставке, затем — в Вене и, в конце концов, стало первой картиной Куинджи, которую купил для своей коллекции П. М. Третьяков.
Куинджи пользовался асфальтовыми красками, однако с течением времени они, увы, темнеют.
Архип Иванович создаёт новые краски, которые должны быть устойчивы к воздействию света и воздуха. «Искусство — не игра для развлечения. Играть с искусством — тяжёлый грех», — говорил художник.
Он работал систематически, не отвлекаясь на шум славы, прорабатывая новые приёмы в живописи.
И конечно в его жизни была большая любовь- тихая, неспешная, но такая же крепкая — к своей жене, единственной спутнице всей его жизни Вере Леонтьевне.
Молодые люди познакомились в доме отца девушки - зажиточного купца.
Замечая чувства дочери, он однажды спросил, собирается ли она замуж за босяка.
На что получил категоричный ответ:
«Если не за Архипа, то только в монастырь».
Кетчерджи поставил условие: сто золотых монет за отцовское благословение.
Молодому художнику, чтобы заработать такие деньги, пришлось отправиться в Санкт-Петербург.
А Вера осталась ждать. И дождалась.
Архип заработал необходимую сумму.
Но отец изменил условия и потребовал больше денег. Куинджи снова уехал в Петербург. Жил впроголодь и много работал.
В 1875 году Куинджи побывал во Франции, где заказал свадебный фрак с цилиндром.
В том же году , его мечта исполнилась , спустя девять лет после знакомства, молодые люди поженились.
После свадьбы молодожёны отправились на Валаам, где
новоиспеченный муж написал портрет супруги.
Вдохновение не покидало Куинджи , он писал одну картину за другой.
Работы покупались.
В отличие от многих гениев, он был признан и любим при жизни. Супруги вели скромный быт, при этом помогали молодым художникам, отсылали деньги неимущим.
Купили в Санкт-Петербурге 3 дома, в которых бесплатно жили друзья.
Вера поддерживала мужа во всех его делах.
В 1878 году на Всемирной выставке в Париже в присутствии четы Куинджи были представлены произведения художника, вызвавшие всеобщее восхищение как публики, так и критики.
Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным живописцем»
Два года спустя, в Обществе поощрения художеств прошла выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре».
Куинджи очень тщательно подошёл к организации выставки: задрапировал в зале окна и осветил картину лучом электрического света. Произведение имело небывалый успех и вызвало настоящий ажиотаж среди публики.
Картину мечтали приобрести многие коллекционеры, но Куинджи продал её Великому князю Константину Константиновичу.
В 1886 году художник купил за 30 тысяч рублей участок в Крыму площадью 245 десятин возле посёлка Кикенеиз и первое время жил там с женой уединённо в шалаше.
Со временем на этом участке возникло небольшое имение Сара Кикенеиз, куда Куинджи часто приезжал со своими учениками для проведения летней практики на пленэре.
Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких.
С разрешения врачей жена перевезла художника в Санкт-Петербург, но, вопреки надеждам на выздоровление, болезнь прогрессировала.
Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24) июля 1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище.
В 1952 году прах и надгробие были перенесены на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.
Весь свой капитал художник завещал Обществу имени Куинджи, основанному по его инициативе, в ноябре 1908 года для поддержки художников. Жене назначалась ежегодная пенсия в размере 2500 рублей.
В завещании также были упомянуты все живые на тот момент родственники художника, часть денег была пожертвована церкви, в которой его крестили, для основания школы его имени.
После похорон Вера Леонтьевна некоторое время принимала активное участие в работе Общества художников имени ее мужа, помогала разбирать картины и документы.
Ее дальнейшая судьба практически неизвестна, за исключением того, что после Октябрьской революции она продолжала жить в Петрограде. Веры Леонтьевны Куинджи не стало в 1920-х годах.
Общество художников имени А. И. Куинджи просуществовало до 1930 года.
В 2019 году на глазах, уизумлённых посетителей , из зала Третьяковской галереи была украдена картина Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым».
Мужчина, которого приняли за работника музея, достал полотно из рамы и унес его.
Подозреваемый был задержан.
Архип Куинджи имел феноменальную зрительную память. Этому мастерству он научил Николая К.Рериха, в большинстве случаев писавшим картины по памяти.
войдите, используя
или форму авторизации