Фотострана » Интересные страницы » Развлечения » ОБО ВСЕМ » ОНА УШЛА КОРОЛЕВОЙ
ОНА УШЛА КОРОЛЕВОЙ
Старушка в инвалидном кресле грустно смотрела в окно. Уже не узнавала родных, звала умершего мужа. Изредка улыбалась, вспоминая, что когда-то ее называли королевой. Народная артистка СССР Вия Артмане доживала последние дни в невзрачном домишке.
Ей не повезло родиться в полной семье, играть с отцом, ходить с ним на рыбалку, а вечерами втроем — вместе с мамой — сидеть за круглым столом… Стола не было никакого — его роль выполнял чемодан. А 19-летний папа Алиды-Вии умер за четыре месяца до ее рождения. Несчастный нелепый случай…
Коровы, дороги и чужие углы
Мать скиталась с малышкой на руках, подрабатывая у зажиточных крестьян. А Вию в 10 лет отправила пасти коров. Сказал бы им кто-нибудь тогда, что девочка станет королевой советского экрана — посмеялись бы от души. Как над хорошим анекдотом.
Но смеяться получалось редко. Скорее от безысходности, чем по большой любви, мама снова вышла замуж. И снова беда: человек оказался пьющим, бьющим. И опять — дороги, чужие углы…
Выбраться из этой крестьянской нищеты было чудом. А Вия научилась не только вести себя в обществе, правильно держать вилку и нож — она научилась быть гордой, сильной, держать удары судьбы. Даже когда было невмоготу. И пользовалась своими «университетами» до конца жизни.
Откажет — ролей не увидит
Артур Димитерс был уже звездой, когда в рижский театр пришла Вия. На 14 лет старше, лысый, совсем не в ее вкусе. К тому же женатый, с ребенком. Она не хотела этой связи, этого мужчину. Мечтала играть на сцене. Но оказалось, сцена и мужчина… взаимосвязаны. Артур был настойчив, ревнив и едва не угрожал Вии: откажет ему — ролей не увидит.
Потом уже, когда мужа не будет в живых, Артмане признается, что никогда не было с ней рядом любимого. Был актер, отец… Но не тот, с кем хотелось бы пройти весь путь. Даром что Вия и Артур прожили вместе четверть века. Кроме сына от первой жены-художницы, у Артура появился ребенок вне брака — с тяжелой судьбой… Тем не менее Вия и Артур были коллегами, им нравилось обсуждать роли, спектакли. Но любовь… Это ведь не только совместная работа. Даже если любимая.
В коляске лежал маленький…Матвеев
Любовь — это… когда воздуха не хватает… И надышаться не можешь, как говорила героиня Нины Дорошиной. И когда не надо никому рассказывать про чувства — все написано на лице. Так сыграла Вия Артмане Соню в «Родной крови». Какое лицо! Какие глаза! Режиссер мог бы сделать ее героиню глухонемой — и она сыграла бы без единого слова. Вот какая настоящая любовь!
И все зрители, коллеги и муж Артмане это, конечно, поняли. Хоть и отпиралась она долго и пыталась убедить, что, кроме мужа, никого не знала. А люди заглядывали в коляску с малышкой Кристианой — и видели там маленького Евгения Матвеева.
С этой тайной Вия Францевна жила долгие годы. Пока на склоне лет не открылась сначала снохе, потом сыну. Правдиво сыграть любовь и не влюбиться не удалось ни Артмане, ни Матвееву. Страсть оказалась сильнее супружеского долга. Мучались, конечно, оба. Роман-то, судя по всему, вышел за грани съемочного процесса. Фильм снимался в 1963 году, 8 февраля 1964 года уже состоялась премьера. А Кристиана родилась 11 мая 1965 года… Да, в 1964 году был кинофестиваль в Ленинграде, где Вия получила приз за роль Сони. Возможно, потом они с Матвеевым бывали вместе на встречах со зрителями, ездили по стране…
Вия Артмане: «Полностью счастливой я себя никогда не чувствовала»
Вряд ли Артмане придумала эту историю. Ни выгоды. Ни смысла. Да и ее сын Каспарс уверял журналистов: посмотрите на Кристиану — на ее волосы, нос. У нас же все не так. Это — матвеевское…
Оставить семьи ни Артмане, ни Матвеев не смогли. У него тоже было двое детей и почти 20 лет брака за плечами. Артур записал Кристиану на свою фамилию, и больше этот вопрос никогда не поднимался. Кристиана тему не комментирует и отцом считает Димитерса.
Ушла королевой
Элиза в «Пигмалионе», Джульетта, Офелия, Элен Безухова, Настасья Филипповна, Аркадина, королева Елизавета — Артмане упивалась театральными ролями. В кино дважды сыграла Екатерину II. Но по большому счету ее кинематограф — это лишь Соня в «Родной крови», сделавшая актрису звездой, яркий эпизод в нашумевшей картине «Никто не хотел умирать» и Джулия Ламберт в незабвенном «Театре» — роль, которую Рижская киностудия «преподнесла» Артмане к полувековому юбилею. Роль, в которой — случайно ли? — Вия Францевна сыграла по сути саму себя.
А дальше… О том, что было дальше, писали много, отчаянно. И впустую. Даже сын пытался докричаться через газету: «Сколько стоит Вия Артмане?» Изменить было уже ничего нельзя: СССР развалился, и «мать Латвии», как называли когда-то Артмане, превратилась вдруг в «советскую артистку» — с уничижительным оттенком. У нее отобрали квартиру в центре Риги, потому что объявился наследник прежнего хозяина. В театре перестали давать роли. Инфаркт, инсульты, обострение старых болезней, безработица и нищенская пенсия… Все это в одночасье свалилось на звезду экрана, которая когда-то была киносимволом Латвийской ССР, как Волонтир в Молдавии, Банионис в Литве, Кикабидзе в Грузии…
В отличие от некоторых, она не плевала в сторону России, не поносила тех, кто давал работу. Народная артистка любила зрителей, не заглядывая в паспорт. Неудивительно, что, когда ее выгнали из квартиры, в Ригу тут же полетели приглашения переехать в Россию. Отозвался и Евгений Матвеев. Говорят, предлагал жить на его даче. Артмане приняла это за шутку.
Поостыв, власти забросали Вию Францевну высокими наградами — новые-то символы в независимой Латвии еще не родились, а старые все наперечет. Но было уже поздно. Народной артисткой СССР Артмане стала в 39 лет (многих москвичей и питерцев эта награда догоняла только на пенсии). Теперь цацки не значили ничего. Незадолго до ухода дочь польки и немца Вия Артмане приняла православную веру, выбрав при крещении имя Елизавета. Покаялась. Сказала на прощание:
«Такова жизнь».
И ушла в мир иной. Королевой
войдите, используя
или форму авторизации