Фотострана » Интересные страницы » Развлечения » ОБО ВСЕМ » На Западе это дерево называют дикой черешней или горной вишней. Сакура известна необыкновенно ...
На Западе это дерево называют дикой черешней или горной вишней. Сакура известна необыкновенно красивым цветением, и японцы считают цветы сакуры олицетворением тайны жизни, женской красоты и всего самого чистого и нежного.На Западе это дерево называют дикой черешней или горной вишней. Сакура известна необыкновенно красивым цветением, и японцы считают цветы сакуры олицетворением тайны жизни, женской красоты и всего самого чистого и нежного.С периодом цветения сакуры связана и другая традиция. Наблюдая за опадающими лепестками, сочиняли рэнга - "цепочки стихов".
Рэнга (яп. , «букв. совместное поэтическое творчество») — жанр старинной японской поэзии "нанизанных строф", состоящих из чередующихся строф - трехстиший и двустиший, в сумме составляющих пятистишие. Рэнга состояла по меньшей мере из двух строф (ку, яп. ); обычно же строф было много больше.
«Нанизанные строфы» сочинялись обычно двумя или несколькими поэтами: один сочинял трехстишие, второй добавлял к нему двустишие, к которому, в свою очередь, присоединялось новое трехстишие и т. д., - в результате возникала цепь трехстиший и двустиший, из которых каждое было связано с предыдущим и последующим, в целом составляя пятистишия.
Поэзия «нанизанных строф» («рэнга») возникла в Японии в XIII веке, когда пятистишие «танка», прежде занимавшее в японской поэзии господствующее положение, стало вполне ощутимо распадаться на две строфы - трехстишие (с чередованием слогов 5—7—5) и двустишие (7—7). К этому своеобразному поэтическому жанру можно отнести классический вариант «нанизанных строф» - собственно «рэнга» и более поздний вариант - «хайкай-но рэнга», иначе «рэнку», к которому относится поэтический цикл Бусона «Опадает пион... ».
Считается, что самые ранние примеры рэнга возникли к концу периода Хэйан, и по существу являлись вака, созданными двумя поэтами. Подобный стиль поэзии получил название тан рэнга (яп. , «краткая рэнга»). Другой тип рэнга назывался тё рэнга (, «долгая рэнга»). Однако, некоторые исследователи полагают, что первейшими образцами рэнга являлист песни о богах Идзанаги и Идзанами в антологии «Кодзики», где встречаются танка, сочинённые не одним, а двумя авторами. Возможно, дело не обошлось без китайского влияния: там ещё в эпоху Шести династий были известны групповые стихотворения ляньцзюй, в которых каждую строфу сочинял отдельный поэт.
В 11 в. в Японии появляются танка с инверсионным порядком их сочинения: вначале один поэт предлагал окончание стихотворения (2 строфы, 7+7), после чего другой должен был надстроить над ним начало (три первые строфы, 5+7+5). При этом изобретательное использование игры слов вторым автором решительно изменяло смысл, заложенный в стихотворение первым поэтом. Следующее двустишие сочинялось по тому же принципу.
Иногда стихи выбирают с помощью дэгати - «подчинения в состязании», когда все участвующие поэты создают по строфе, но только одну из них включают в рэнку.
В 13 в. становятся популярными состязания мастеров рэнга «под цветами»: в столице, на территории буддийских храмов росли сакура, в пору цветения которых вокруг них собиралось множество народа, чтобы насладиться ходом состязаний поэтов из разных городов. Такие состязания считались не просто демонстацией мастерства участников в искусстве стихосложения, но своего рода сакральным актом «успокоения цветов».
Игровая стихия рэнга была основана:
- в строфике и устойчивой образности - на традициях танка,
- в ориентации на сиюминутность, мгновенность смыслового сцепления куплетов - на одной из основных категорий дзэн-буддизма соккон («в данное мгновение»).
Лучшей антологией в истории жанра считается «Синсэн цукуба сю». Свыше 20 тыс. куплетов сгруппированы в ней по тематическому признаку в 20 свитков, из которых первые 18 - цукэку вторые строфы в рэнга), а остальные два - маэку или хокку.
Первое трехстишие цикла (5-7-5) называлось «хокку» (буквально - «начальная строфа»). Долгое время хокку не имело самостоятельного значения и существовало только в виде составной части «нанизанных строф». Постепенно «начальные» трехстишия стали рассматриваться как самостоятельные произведения, во всяком случае, уже с начала XVI века начали появляться сборники, состоявшие из одних хокку и носить название хайку. (Дабы избежать путаницы, после того как «хокку» обрело самостоятельность, первую строфу цикла «нанизывания строф» перестали называть «хокку» и дали ей новое название - «татэку».)
Татьяна Игнатьева. Стихи-"рэнга"
Дивной игрушкой,
Мир, как себя приоткрыв,
Смотрит матрешка.
Сердце японки внутри
Маленькой пташкой.
Голову цветом обнял
Русский платочек.
* * *
Ты уезжаешь.
Долгий прощальный твой взгляд.
Падает сердце.
Будет ли встреча?
Места себе не найду
В мире огромном.
В домике чайном печаль.
Спят мои чашки.
Чай приготовлю тебе
В час возвращенья.
* * *
Можно расстаться,
Можно забыть имена.
Время развеет.
Тусклое солнце
Призрачный день унесет
В западный омут.
Сердце не в силах понять
Неба константу.
Птицей взлечу за тобой
Может успею.
войдите, используя
или форму авторизации