Фотострана » Интересные страницы » Культура и искусство » Славянская Русь » МАРЕНА, МАРАНА, МОРЕНА, МАРЖАНА, МАРЖЕНА – в славянской мифологии богиня, связанная (по ...
МАРЕНА, МАРАНА, МОРЕНА, МАРЖАНА, МАРЖЕНА – в славянской мифологии богиня, связанная (по первоначальному этимологическому сходству или по вторичному звуковому уподоблению) с воплощениями смерти, с сезонными ритуалами умирания и воскресания природы, а также с ритуалами вызывания дождя.
В весенних обрядах западных славян Мареной называлось соломенное чучело – воплощение смерти (мора) и зимы, которое топили (разрывали, сжигали) во время ритуалов проводов зимы и встречи весны, что призвано было обеспечить урожай. В западно-славянской мифологии известны сезонное божество Маржана, отождествляемое польским хронистом 15 в. Я.Длугошем с римской Церерой; Морана, отождествляемая в глоссах из «Mater verborum» с Гекатой, чешская Marena, словацкая Morena, Muriena, Ma(r)muriena. К этому же ряду можно отнести сходные по происхождению украинскую Марену – соломенное чучело, и русскую былинную ведьму Маринку, а также др. персонажи с фонетически сходными именами.
Словацкие формы с удвоением Ma(r)muriena делают возможным лингвистическое сопоставление с древнейшими италийскими формами Марса, первоначально имевшего аграрные функции: древнелатинское Marmor, оскское Mamers и т.п.; у римлян также существовал обычай изгнания старого Марса (Mamurius Veturius) 14 марта.
В популярных публикациях Марена часто описывается исключительно как богиня смерти; именно так зачастую трактуется её образ в среде неоязычников.
Обряд умерщвления Марены известен в Словакии, Моравии, Чехии, Польше, Лужице, Каринтии, а также в Венгрии и Австрии. Сходные обряды выноса и уничтожения соломенного чучела встречаются у балканских и отчасти у восточных славян.
Как правило, чучело Mарены сооружали из соломы, которую насаживали на шест. Одевали Марену либо в тряпьё, либо в праздничную одежду; иногда в белое платье или костюм невесты; украшали лентами, скорлупками яиц, украшениями из лоскутков и соломы. Лужичане одевали чучело в рубаху последнего умершего в селе человека и подвязывали поясом последней вышедшей замуж невесты.
Обычно Марена имела женский облик, её готовили и носили по селу девушки. В некоторых местах чешско-словацкого и смежного с ним польского ареала также делалось и мужское чучело, которое носили парни.
Марену несли с песнями за село и там уничтожали: топили (словац., чеш., морав., пол.), сжигали (пол., чеш.), разрывали на части (морав.), забрасывали на дерево (морав.), разбивали о дерево (словац.), били палками (словац., морав.), закидывали камнями (морав.), сбрасывали в пропасть (морав.), закапывали в землю (чеш.) и т.п. Уничтожение должно было быть окончательным: следили, чтобы Марена сгорела полностью, брошенную в воду Марену забрасывали камнями до тех пор, пока она не утонет, разбитое чучело сжигали на костре.
Верили, что уничтожение чучела обеспечит скорый приход лета, хороший ypoжай, сохранит село от наводнений и от пожара, защитит от мора и смерти, а девушкам обеспечит замужество. Участие в обряде выноса Марены являлось оберегом от различных несчастий. Тот, кто не ходил со «Смертью» или опоздал к началу обряда, был уверен, что в этом году умрёт сам или похоронит кого-либо из своей семьи (морав.).
Как правило, после уничтожения чучела Марены следовала вторая часть обряда: там же, за селом, молодёжь украшала жердь, на которой было укреплено чучело, или специально срубленное в лесу зелёное деревце, ветку лоскутками и лентами; одежду, снятую с Марены, надевала здоровая девочка или специально избранная «королева» (kralovna), и все возвращались с песнями в село, поздравляя с приходом весны. За это их одаривали и угощали. Зеленые ветки или деревца – символ наступающей весны, жизни, здоровья. Деревце называлось maj, leto, nove leto, letecko (словац.), nove lito (чеш.), majiek (морав.).
На Украине на Авдотью Плющиху носят по деревням и полям чучело, одетое в женское платье, которое называется Марена или мара (призрак). Эту мару провожает толпа детей, парней, девушек и молодиц при громком пении. Мареной на Украине называли и купальское деревце, украшенное венками, цветами, бусами и лентами. Около него ставили соломенную куклу, одетую в женскую рубаху – Купало. Пока девушки пели и скакали через костёр, парни подкрадывались, отнимали Марену, разрывали, разбрасывали или топили в воде. Части разорванной Марены девушки относили в огород для плодородия.
войдите, используя
или форму авторизации