Фотострана » Интересные страницы » Другое » MadINRash » «Колыбель отличий»
«Колыбель отличий»
Итак, мы приходим на свет уже с мозгом, сформированным в соответствии с нашей половой принадлежностью. Эти особенности мозговой деятельности усиливаются в процессе взаимодействия с окружающим миром так же, как физические упражнения укрепляют мускулы. С рождения до трёх лет в мозге формируются и развиваются новые клеточные структуры. Чтобы стимулировать этот процесс, растущему ребенку необходимо общение.
Известен случай, когда ребенка держали в полной изоляции до 12 лет. Девочку звали Джейн и жила она в Лос-Анжелесе. Она сидела запертой в одной комнате всё своё детство, пока ее не освободили. В течение 12 лет с ней никто не разговаривал, поэтому и она говорить не умела. Даже после нескольких лет специальных занятий она так и не смогла научиться говорить. В важный период развития мозга, без необходимой его стимуляции, механизмы речи не смогли правильно развиться. (Из книги Д. Макгинес «Когда дети не учатся» (McGuiness, D., When children don’t learn, Basic Books, New York, 1985)).
Некоторые отличия восприятия у противоположных полов наблюдаются уже в первые часы после рождения. Девочки более чувствительны к прикосновениям настолько, что наиболее «тонкокожие» мальчики чувствуют меньше, чем самые «толстокожие» девочки. Представительницы прекрасного пола быстрее проявляют раздражение и беспокойство по поводу шума, но их легче успокоить ласковым словом и пением. Даже до того, как они понимают смысл слов, девочки легче распознают эмоциональную составляющую речи. Интерес мальчиков ко взрослому не зависит от того, говорят с ними или нет. Девочки смотрят на взрослого в два раза дольше, чем мальчики, когда тот молчит, и ещё дольше, когда он говорит. С колыбели девочки любят общаться.
Склонность к общению проявляется и в других способностях. Будучи в возрасте четырех месяцев от рождения, большинство девочек могут отличить фотографии знакомых людей от изображений незнакомцев. Мальчики чаще всего на это не способны. А в возрасте одной недели девочка способна заметить приглушенный плач ребенка на фоне других звуков такой же громкости. Мальчики опять же не могут этого.
К трем годам 99% речи девочек звучит правильно и понятно. У мальчиков это наблюдается только к четырем годам. По прошествии месяцев, когда дети начинают ходить, мальчики проявляют больший, чем девочки, интерес к освоению новых территорий и реже подходят к своей матери за помощью и поддержкой. Дети изучают мир, опираясь на свои наиболее сильные способности. Мальчики играют, как мальчики, а девочки, как девочки, но это не стереотипы, заложенные в них обществом. Они слушают самих себя, свой внутренний мир и делают то, что важно для развития их мозга. Мальчики охотнее вовлекаются в игры, развивающие их пространственные навыки, а девочки – их межличностные способности.
В детском саду мальчики занимают большее пространство, чем девочки, их увлекают предметы, которые служат для чего-то от дверных ручек до выключателей, они строят высокие конструкции из кубиков. Девочки склонны к менее подвижным играм и если сооружают что-то из кубиков, то это будут длинные и низкие сооружения.
Новичок на площадке для игр будет встречен с дружелюбием и заинтересованностью девочками и с безразличием мальчиками. Возникнет раздражение, если новичок следует за мальчиками, девочки примут его в свою группу.
К четырехлетнему возрасту дети сами разделяются по половому признаку и не играют вместе. Мальчики принимают в свою группу, если новичок полезен. Девочки исключают из своей - потому что «она плохая». Девочки общаются с более младшими, мальчики обычно стараются влиться в группу более старших детей. Девочки знают и помнят имена своих товарищей, мальчики – нет.
Многие мальчики разбирают игрушки, девочки этим не занимаются. И дело тут не в тяге к разрушению. Мальчики в два раза быстрее девочек собирают составные картинки-ребусы и делают при этом в два раза меньше ошибок. Им интересно, как вещи устроены.
Даже в израильских кибуцах, где были приложены усилия к тому, чтобы стереть все половые различия, и была провозглашена взаимозаменяемость мужчин и женщин, во всех возрастных группах девочки упрямо сотрудничали, делились и выражали привязанность друг к другу, а мальчики чаще вовлекались в конфликтные ситуации, проявляли непослушание, физическую или вербальную агрессию. Для мальчика мир – это то, что нужно изучить, чему бросить вызов и испытать. Институт школы глубоко неестественен для мужского ума.
Девочки быстрее учатся читать, что в течение многих лет воспринималось как факт, подмывающий утверждение о больших зрительных способностях мужчин. Однако последние исследования подтвердили, что процесс чтения управляется левым мозговым полушарием, где женщины имеют преимущество. Как пишет доктор Мак Гиннес в своей книге «О дискриминации мальчиков в школе» (McGuiness, D., “How schools discriminate against boys”, Human Nature, (February 1979)), «исследования о различиях полов указывают на то, что женщины лучше экипированы природой, чтобы развить аудитивные и моторные навыки, необходимые при обучении чтению». Четверо из пяти детей, страдающих дислексией, неспособностью к чтению, - мальчики. Традиционное объяснение отставания мальчиков в освоении чтения леностью, либо глупостью, опровергается научными данными. Дело в том, что если девочки используют «подходящими» аудитивными способностями для того, чтобы читать, то мальчики пользуются «неправильными» - зрительными способностями. До тех пор, пока образование будет опираться на принцип – «я говорю – ты слушаешь», оно будет больше подходить особенностям восприятия информации женским мозгом. Но только до определенного возраста.
Более 95% детей, диагностируемых как «гиперактивные» - также мальчики. С теперешними нашими знаниями о специфике мужского мозга, такая статистика также не вызывает удивления. Доктор Диана Макгинесс по этому поводу пишет: «Сокрытие знаний о половых различиях в способностях к обучению сделало гораздо больше вреда, чем пользы (…) это привело к страданиям многих мальчиков, которые естественным образом медленнее развивают способность читать в сравнении с девочками. Еще ужаснее видеть мальчиков, принимающих медикаменты от «болезни» (гиперактивность), которой не существует».
Со временем мальчики навёрстывают упущенное в развитии речевых способностей, хотя и никогда не сравняются в этой области с девочками. Однако теперь эти способности сочетаются с полностью развитыми визуальными и пространственными навыками, с этого времени представители сильного пола могут пользоваться данным им природой преимуществом в восприятии абстрактных идей и их взаимосвязями.
А что же к этому времени происходит с девочками? Никто не подталкивал их к развитию визуально-пространственных навыков, они им просто были «не нужны». Когда математика начинает ставить перед ними задачи более сложные, чем деление и умножение и требует понимания абстрактных теоретических расчетов, они вынуждены искать помощи у врожденных способностей мальчиков, ранее безбожно списывавших у них диктанты. Подобно запертому в темноте котенку, представительницы слабого пола чаще всего обнаруживают атрофию своих концептуальных способностей.
Таким образом, система образования, ранее подавляющая природные способности мальчиков, на более позднем этапе школьного обучения переносит свое отрицательное воздействие на девочек. Выигравших здесь нет, способности обоих полов коверкаются в равной степени и единственным выходом может быть только раздельное образование, учитывающее все особенности развития людей обоих полов. Наши предки были умнее и счастливее чем мы, потому что не спорили с законами природы, а жили в соответствии с ними.
войдите, используя
или форму авторизации