Фотострана » Интересные страницы » Другое » Smart Blogger » ПСИХОЛОГИЯ СВОБОДЫ: ЗАЧЕМ ЛЮДИ ПЛАТЯТ ЗА ВОЗМОЖНОСТЬ ОСКОРБЛЯТЬ В ИНТЕРНЕТЕ? Вводящий в транс ...
ПСИХОЛОГИЯ СВОБОДЫ: ЗАЧЕМ ЛЮДИ ПЛАТЯТ ЗА ВОЗМОЖНОСТЬ ОСКОРБЛЯТЬ В ИНТЕРНЕТЕ?
Вводящий в транс последние полгода немалое количество пользователей рунета канал «Шкурагейминг», кажется, обсудили уже все. 18-летняя нимфетка с кукольным личиком играет в Dota 2, поедает макароны, матерится на камеру и зарабатывает деньги, предоставляя анонимным пользователям возможность за условное пожертвование отправить ей сообщение, которое тут же, «в прямом эфире» зачитывается синтезатором речи и на которое она незамедлительно реагирует, не отрываясь от игры. Абсурдным, на первый взгляд, является следующее: содержание подавляющего числа посланий донаторов носит агрессивный характер, а подчас это и вовсе угрозы — то есть основной доход проекта складывается не из симпатий, а из ярко выраженных негативных эмоций, которые вызывает у пользователей созданный этим хрупким существом паноптикум.
Является ли секретом успеха «Шкурагейминга» в первую очередь провоцирующее мизогинное поведение у целевой аудитории столкновение гендерных стереотипов — традиционно мужской модели поведения с подчёркнуто феминной внешностью, — или дело просто-напросто в возможности анонимно и «законно» выплеснуть волну ресентимента, кинувшись на условную красную тряпку, то есть на раздражающее медийное лицо? Разбираются этолог, исследователь интернета, психолог эмоций и психолог медиа.
Алексей Вязовский
этолог, главный редактор
портала
Итак, в данном случае речь идёт об агрессии. В этологии данное явление хорошо изучено ещё со времён Конрада Лоренца. Собственно, ему и принадлежит открытие, которое заключается в том, что а) агрессия — видоспецифическое поведение, которое в ходе эволюции возникло не просто так (помогало выживать, а значит, была поддержана отбором), б) агрессия имеет свойство бесконечно накапливаться и разряжаться. Разряжается агрессия от видоспецифических (то есть свойственных данному виду) релизеров. Релизер (ключевой раздражитель) — это специфический сигнал, запускающий инстинктивное поведение, к которому относится и агрессия. Своеобразный спусковой крючок. Сигнал может быть как внутренним (например, высокий уровень тестостерона, адреналина), так и внешним (мужчина может сексуально возбуждаться от вида гитары, контуры которой повторяют вид половозрелой, фертильной женщины — индекс талии/бёдер). Также релизеры могут различным образом сочетаться. С теорией всё, перехожу к Карине. Насколько я понял, агрессию к ней в основном проявляются подростки мужского пола. Тут сразу несколько релизеров, которые могут постоянно вызывать подобное поведение. Карина занимается традиционно «мужским» занятием, а значит, в системе мужских инстинктов вписывается в мужскую (у подростков обычно жёсткую) иерархию. При этом Карина как миловидная девушка выглядит субдоминантом (то есть низкоранговым членом стаи). Внешняя низкоранговость, а также иерархические претензии и запускают встречную мужскую (инстинктивную!) агрессию.
У индивида накапливается агрессия, он заходит на канал Карины, наблюдает релизеры (мужская еда, мат, низкоранговый член стаи и прочее), разряжается встречной агрессией, «доминант возвращает субдоминанта под шконку», успокаивается. И так по кругу.
Это одно объяснение. Для второго мне опять придётся дать немного теории. У подростков весьма часто встречается такое явление, как травля. Травят обычно тех, кто не попадает под текущую норму. У этого явления есть эволюционные корни. Как ни странно это звучит, когда вид не меняется (не распадается на подвиды и т. п.), эволюция всё равно идёт. В таком случае этологи и биологи говорят, что у вида наблюдается отбор «по норме реакции». То есть приоритет в выживании и размножении имеют те особи, которые являются средними по своим качествам — морфологическим, поведенческим и т. д. Все более-менее пограничные, отклоняющиеся состояния отбраковываются, и зачастую не без помощи своих «средних» собратьев. Причём «усредняющий» отбор может идти по любым не связанным друг с другом факторам — форме носа и ушей, умению петь и т. д. Таким образом, из этой гипотезы следует, что подростки, которые занимаются травлей, просто гипертрофированные носители стабилизирующего отбора в конкретной популяции.
В таких каналах, как у Карины, лично я вижу в том числе и позитивный смысл. Дело в том, что если человеку, генетически склонному к нонконформистским поступкам, запретить совершать их, то мотивация к ним будет накапливаться, а также будет падать порог входных релизеров. То есть человек, лишённый возможности проявлять свою агрессию, может «завестись с полуоборота», среагировать на малейший раздражитель (например, чуть более тёмный цвет кожи, чем у него самого) и проявить свои разрушительные наклонности в ещё большем масштабе, чем если бы эти поступки случались на регулярной основе, в интернете и носили безопасный характер. Пусть лучше подростки матерятся на условную Карину, чем пойдут крушить машины после футбольного матча или будут издеваться над нестандартными одноклассниками в школе. Подобные персонажи собой утилизируют избыток агрессивной энергии социальной группы, и в этом есть плюсы.
Полина Колозариди
исследователь центра изучения интернета
и общества, сотрудник лаборатории политических исследований НИУ ВШЭ
Не секрет, что социальные сети становятся для пользователей своего рода идентификатором личности, официальной страницей. Это не всегда просто принять взрослым людям, а тем более непросто бывает подросткам. Фактически они оказываются в публичном пространстве ещё в школе, когда их страницы просматривают учителя, одноклассники и родители. Учитывая, что социализация подростков проходит во многом в онлайн-среде, это значит, что параллельно с такой «официальной» жизнью, должна быть и другая, где есть возможность обращаться к иррациональному, запретному. Стримерша Карина — персонаж из этого хтонического подросткового мира. Она не учит ничему хорошему, наоборот. В её образе — мизогиния, вульгарность, эмоциональная неустойчивость, набор качеств школьной красотки-оторвы, но выросшей и сделавшей этот образ своим бизнесом. Её история — про то, как «к успеху пришёл» вопреки всем рассказам взрослых о том, что путь к успеху — это совсем другая затея. Интересно и то, как работает экономическая часть этого проекта. В бизнесе вокруг Карины воплощена идея о том, чтобы в интернете авторам платили за их контент напрямую, минуя издателей или продюсеров. Много разговоров было о том, чтобы это работало в журналистике или музыкальной индустрии. И это работает, но не так эффективно, как в случае с Кариной и её комментаторами. Почему? Потому что молодые люди платят не за то, чтобы поддержать умного автора статьи, а за то, чтобы увидеть себя, чтобы мир отвечал им, чтобы обрести зеркало, в котором они публично отражаются, в которое можно посылать сердечки, кричать матом, плеваться и плакать. Это то, что необходимо подросткам, когда они взрослеют и познают себя. Я говорю о подростках, но, конечно, такой период любования своей иррациональностью есть в людях любого возраста. И в анонимной онлайн-среде всегда будет место для таких хтонических персонажей.
Юлия Кожухова
Институт психологии РАН
Во многих экспериментах было подтверждено, что если люди наблюдают за агрессивным поведением, то это увеличивает вероятность агрессивного поведения их самих. Поэтому очевидно, что в ответ на воинственные эскапады данная персона получает столь же воинственные сообщения, которые, в свою очередь, влекут за собой другие воинственные сообщения.
В отношении гендера и агрессии социальная психология говорит следующее: на самом деле нет убедительных данных о том, что существуют гендерные различия при восприятии агрессивного поведения. Также не доказано, что людям проще проявить агрессию в отношении «слабого» пола, чем в отношении «сильного», или что в отношении противоположного проще, чем своего.
В данном случае мы имеем дело со смещением агрессии. Если мы не имеем возможности выразить негативные эмоции, лучшим способом будет проявление их в ответ на стимул, который не сочетается с тем, что традиционно (у большинства) вызывает негативную реакцию. И так как за материальное награждение даётся «право» проявить агрессию, появляется когнитивный диссонанс — то есть то самое «расхождение», которое и делает проявление агрессии возможной. Пользователь объясняет себе своё поведение так: «Я заплатил за то, что проявил агрессию».
Конечно же, здесь играет немаловажную роль фактор анонимности, ведь анонимность снижает уровень самоцензуры. С другой стороны, эта анонимность компенсируется суррогатом персонификации — голосом робота, то есть сообщение не просто является набором букв непристойного содержания (можно вспомнить традицию написания матерных слов на заборах), но в каком-то смысле живой человеческой речью, сообщение получает голос, через который действует — и это доставляет большее удовлетворение, нежели просто анонимное сообщение. Создаётся подобие коммуникации — таким образом можно объяснить, кстати, не только агрессивное поведение (в отношении любого медийного лица), но и выражение положительных эмоций.
Татьяна Индина
кандидат психологических наук, аффилированный исследователь Центра Беркмана по изучению интернета и общества, Гарвардский университет
Общение в социальных сетях и интернете вообще, несмотря на кажущуюся искусственность, вызывает реальные эмоции. В то время как в реальной жизни существует множество социальных ограничений на выражение эмоций (социально нежелательных — агрессивных, откровенно сексуальных), виртуальное (и тем более анонимное) пространство остаётся той средой, где выражение этих эмоций (по Юнгу — архетипа «Тень», тёмной стороны человека) является возможным, безопасным, безнаказанным. Это пространство абсолютной свободы без цензуры и ограничений.
В компьютерных играх и интернете люди могут получить те эмоции, которые не могут получить в жизни — например, быстрое достижение успеха (в игре), самовыражение, самораскрытие, самоутверждение. Такая психологическая разрядка является порой необходимой, позволят человеку сбросить стресс, ощутить свою значимость, поднять самооценку.
В повседневной жизни у людей, как правило, нет возможности для выражения всех тех эмоций, которые накапливаются, и они выражают их онлайн.
Сегодня ввиду возросшей напряжённости в обществе, связанной с экономической нестабильностью, большим количеством информационных войн и конфликтов, огромным количеством негативного интернет-контента, потребность в подобном безопасном выплеске агрессивных эмоций возрастает.
Образ девушки-геймера (стримера) с внешностью персонажа аниме, в котором ярко эксплуатируется сексуальный стереотип, провоцирует в интернет-пользователях подобное вербально агрессивное, сексуальное поведение. Плюс контекст компьютерной игры, игривое поведение персонажа, его кукольная внешность и эмоции придаёт этому действию некий игровой, не реальный характер, в этой игре есть свои условия и свои правила. Если заплатить, можно увидеть реакцию девушки — реактивность персонажа и публичный контекст придают дополнительную остроту ощущениям.
Это массовое поведение схоже отчасти с поведением футбольных фанатов, которые путём агрессивных громких выступлений становятся частью игры звёзд-футболистов и тем самым присоединяются к их славе, популярности, успеху, актуализируя чувство причастности, значимости, испытывая триумф.
Одним из известных прецедентов на Западе является громкий скандал вокруг девушки-блогера — «Геймергейт». Она писала об эксплуатации женских сексуальных стереотипов и образах персонажей компьютерных игр, чем навлекла на себя гнев и агрессию всего геймерского сообщества и стала получать многочисленные угрозы и оскорбления онлайн (кибер-буллинг, кибер-сталкинг).
Думаю, в геймерском сообществе мы имеем дело со многими психологическими феноменами — искажением образа себя (идеальное «Я», ассоциируемое с игровым персонажем), размытие образа реальности — кажется, что в реальности ты тоже можешь быть таким же всесильным, как и твой игровой персонаж, повышение уровня агрессии и антисоциального поведения (что подтверждено рядом психологических исследований).
Все эти факторы в совокупности определяют успех стримера Карины. Стрессовое состояние общества, возможность быстрого безопасного выплеска напряжения, игровой контекст, сексуальная провокация — ключевые составляющие популярности в данном случае.
войдите, используя
или форму авторизации