Фотострана » Интересные страницы » Образование » Назад в СССР » Галлай Марк Лазаревич

Галлай Марк Лазаревич
Лётчик-испытатель ОКБ В.М.Мясищева, полковник.
Родился 3 (16) апреля 1914 года в городе Санкт-Петербург. Еврей. С 1930 года работал токарем на заводе «Красный Октябрь». В 1932-1935 годах учился в Ленинградском институте инженеров ГВФ. В 1935 году перевёлся в Ленинградский политехнический институт, который окончил в 1937 году.
С 1935 года летал на планерах и прыгал с парашютом в Ленинградском аэроклубе. В 1936 году окончил самолётное отделение аэроклуба, был в нём инструктором парашютного спорта. С 1937 года работал инженером в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ). Без отрыва от работы окончил лётную школу ЦАГИ и в сентябре 1937 года стал лётчиком-испытателем ЦАГИ. Провёл испытания бомбардировщика СБ на трёхколёсном шасси и ряд других испытательных работа.
В 1941-1950 годах – лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института (город Жуковский Московской области). Провёл испытания бомбардировщика СБ на флаттер (в 1941 году), испытания по доводке маслосистемы бомбардировщика Ер-2 (в 1941 году). В армии с декабря 1941 года.
Участник Великой Отечественной войны: в июле-сентябре 1941 – лётчик 2-й отдельной истребительной авиаэскадрильи (ПВО города Москвы), совершил 10 ночных боевых вылетов на самолёте МиГ-3 для отражения вражеских налётов, сбил 1 самолёт противника. В январе-марте 1942 – заместитель командира авиаэскадрильи 128-го бомбардировочного авиационного полка (Калининский фронт), совершил 28 боевых вылетов на самолёте Пе-2. В мае-июне 1943 – лётчик 890-го авиационного полка дальнего действия, совершил 7 боевых вылетов в качестве второго пилота самолёта Пе-8 на бомбардировку в глубокий тыл противника. В ночь на 9 июня 1943 года его самолёт был сбит в районе Брянска над территорией, оккупированной врагом. Покинул самолёт с парашютом, вместе с штурманом Г.Н.Гордеевым нашёл партизан Рогнединской партизанской бригады (Брянская область) и через 12 дней на самолёте У-2 был вывезен за линию фронта.
После этого вернулся на лётно-испытательную работу в Лётно-исследовательский институт. Провёл испытания пороховых стартовых ракет на бомбардировщике Пе-2 (в 1943 году); испытания по доводке мотора АШ-82 на истребителе Ла-5 (в 1943 году), испытания истребителя Як-7 с опытным ламинизированным крылом (в 1944 году); испытания по подбору и доводке винтов на высотном истребителе Пе-2ВИ (в 1944 году); испытания трофейного реактивного истребителя Ме-163 в планерном варианте (в 1946 году), первого отечественного реактивного истребителя МиГ-9 (в 1946 году), дальнего бомбардировщика Ту-4 (в 1947-1949 годах). Участвовал в испытаниях опытных самолётов И-215, Як-20 и других.
В июле 1950 года, в связи с начавшимися в стране гонениями на евреев, был уволен из Лётно-исследовательского института. В 1950-1953 – лётчик-испытатель НИИ-17; Провёл испытания различного авиационного радиолокационного оборудования на самолётах Ли-2, В-25, МиГ-15, И-320 (Р-2), Ла-200, Як-25М и других.
В 1953-1958 – лётчик-испытатель ОКБ В.М.Мясищева. Поднял в небо и провёл испытания реактивного стратегического бомбардировщика 3М (в 1956 году), участвовал в испытаниях стратегического бомбардировщика М-4.
За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1957 года полковнику Галлаю Марку Лазаревичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
С июня 1958 года полковник М.Л.Галлай – в запасе. В 1958-1975 годах работал в Лётно-исследовательском институте старшим научным сотрудником. С 1959 года был заместителем председателя методического совета Министерства авиационной промышленности СССР по лётным испытаниям. Принимал значительное участие в подготовке первых вылетов, проработке программ и методическом руководстве лётными испытаниями новых летательных аппаратов (Ту-144, Ту-154, Ил-62, Ил-76, Ан-22 и других). Опубликовал около 30 научных работ.
В разное время преподавал в Школе лётчиков-испытателей, Московском авиационном институте и Академии гражданской авиации. В 1960-1961 годах был инженером-методистом первого отряда космонавтов. Член Союза писателей СССР (РФ), автор многих книг.
Жил в Москве. Умер 14 июля 1998 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.
Заслуженный лётчик-испытатель СССР (17.02.1959), полковник (1951), доктор технических наук (1972), профессор (1994). Награждён 3 орденами Ленина (29.04.1944; 20.09.1947; 1.05.1957), 4 орденами Красного Знамени (24.07.1941; 13.06.1942; 19.08.1944; 5.02.1947), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (16.09.1945; 11.03.1985), орденами Красной Звезды (31.07.1948), «Знак Почёта» (13.04.1984), медалью «За боевые заслуги» (5.11.1954), другими медалями.
Его именем названа малая планета. В Москве на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.
войдите, используя
или форму авторизации