Фотострана » Интересные страницы » Образование » Назад в СССР » Рашид Меджид оглы Бейбутов — советский, азербайджанский эстрадный и оперный певец (тенор), актёр. ...
Рашид Меджид оглы Бейбутов — советский, азербайджанский эстрадный и оперный певец (тенор), актёр. Герой Социалистического Труда (1980). Народный артист СССР (1959). Лауреат Сталинской премии II степени (1946) и Государственной премии Азербайджанской ССР (1978). Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР. Народный артист Дагестанской АССР. Народный артист Азербайджанской ССР (1951). 108 лет со дня рождения.
Рашид Бейбутов родился 1 (14) декабря 1915 года в Тифлисе (Тбилиси). Его отец Меджид Бейбутов был известным народным певцом-ханенде из Шуши. Мать была преподавателем русского языка, а также руководителем драматического кружка в Тифлисском клубе.
Рос весёлым, жизнерадостным, общительным парнем. Ни одно событие в школьной самодеятельности не обходилось без запевалы школьного хора Рашида Бейбутова.
В 1933 году Рашид поступает в железнодорожный техникум. Однако премудрости железнодорожного дела он постигает неохотно — всё своё время и силы Рашид отдаёт самодеятельному студенческому оркестру, который был им и организован. Уход в армию, где он сразу стал певцом-солистом армейского ансамбля, оказался лучшим выходом из этого двусмысленного положения. В ансамбле начинает понемногу складываться репертуар молодого певца: он поёт популярные песни И. Дунаевского, М. Блантера, А. Новикова, песни композиторов Закавказья. Но центральное место занимают азербайджанские народные песни.
После окончания службы в Армии Рашид Бейбутов становится солистом одного из тбилисских эстрадных коллективов, а ещё через некоторое время переходит в Государственный джаз Армении под руководством талантливого композитора А. Айвазяна.
В конце 1930-х годов Бейбутов пробует свои силы в Армянском государственном театре оперы и балета имени Спендиарова, где ему доверяют сольные теноровые эпизоды в хоровых отрывках классических опер. Вместе с театром он впервые выступает в Москве на Декаде армянского искусства в 1939 году.
Летом 1941 года в Москве планировалось проведение II Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Рашид Бейбутов тщательно готовился к конкурсу и во второй раз отправился в столицу. Ещё в поезде он узнаёт о начале Великой Отечественной войны. Конкурс был отменён, и Бейбутов вернулся в Ереван.
Известно, с каким вдохновением и напряжением трудились в годы войны исполнительские коллективы, поднимая настроение и боевой дух советских солдат. Не был исключением и Государственный джаз Армении. В мае 1942 года коллектив командируется на Крымский фронт. Артисты выступали в солдатских окопах под открытым небом, в землянках, в наскоро сколоченных бараках походных госпиталей в любое время дня и ночи. Не раз концерты прерывались боевой тревогой, артобстрелом или бомбёжкой. Выступления на передовой требовали полной самоотдачи. Возникла необходимость и в обновлении репертуара. Рашид Бейбутов поёт знаменитую "Давай закурим" — музыка М. Табачникова, стихи И. Френкеля, "Крымскую боевую" А. Айвазяна на стихи О. Гукасяна и многие другие военные песни.
Но в это трудное время людям нужно было не только искусство, посвящённое суровым военным будням. Не менее нужными оказались весёлая штука, жизнерадостный юмор. В конце 1943 года на Бакинской киностудии было принято решение об экранизации популярнейшей музыкальной комедии Узеира Гаджибекова "Аршин мал алан", произведения далёкого от военной тематики. Первоначально Рашида Бейбутова не было в списках исполнителей, но по счастливой случайности один из постановщиков фильма оказался на концерте в Бакинском доме офицеров, где Бейбутов, гастролировавший в этом время в Баку, исполнял известную арию Аскера. Впечатление было таким сильным, что малоизвестный молодой певец был приглашён на главную роль в фильме. Фильм вышел в 1945 году. Успех его был ошеломляющим.
На рубеже 1940-1950-х годов Бейбутов выступает в городах Поволжья, Урала, Кузбасса, Сибири, на Алтае. Часто приезжает в Москву и Ленинград. Участвует во всех юбилейных праздничных концертах. Поёт на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Будапеште (1949).
В 1944-1956 годах был солистом Бакинской филармонии, в 1953-1960 годах — солистом Азербайджанского театра оперы и балета. В начале 1950-х годов Бейбутов побывал в Болгарии, Венгрии, Италии, Индии, Китае. И в каждой, помимо своей обычной программы, артист пел песни этой страны, причём непременно на языке оригинала.
Песенный репертуар певца был необъятно широк. Основное место в нём, естественно, занимали произведения азербайджанских композиторов. Кто из любителей музыки старшего поколения не помнит "Кавказской застольной" и "Песни нефтяника" Т. Кулиева, песен С. Рустамова "Баку" на стихи Ю. Гасанбекова (русский текст В. Татаринова). Исполнял он и такие популярные песни, как "Подмосковные вечера" Василия Соловьёва-Седого на стихи Михаила Матусовского, "Я люблю тебя, жизнь" Эдуарда Колмановского на стихи Константина Ваншенкина.
В 1966 году Бейбутов организовал Азербайджанский театр песни (сейчас носящий его имя) и руководил им до конца своих дней.
Умер певец 9 июня 1989 года в Москве. Похоронен на Аллее почётного захоронения в Баку.
войдите, используя
или форму авторизации