Фотострана » Интересные страницы » Цитаты и мысли » Великие стихи Великих поэтов » В этом произведении Шпаликов создаёт эмоционально насыщенную кинематографичную сцену, где ...
В этом произведении Шпаликов создаёт эмоционально насыщенную кинематографичную сцену, где реальность, драматизм и внутреннее напряжение сливаются в единый поток. С первых строк стихотворение обволакивает атмосферой тревоги: бешеный лай собак, туманность ушедшего дня, влажный холод и дрожь превращают пространство в декорации психологического триллера. Всё вокруг будто дышит угрозой, напряжением, надвигающейся неизбежностью.
Лирический герой появляется перед нами как фигура одновременно загадочная и обречённая. Его «чёрный фрак», «элегантность, как рояль» — символы внешнего блеска, неуместной роскоши на фоне мокрой осенней ночи. Он кажется чужим в этой реальности, слишком нарядным для происходящего, словно персонаж из другого мира, который случайно оказался в драме, разворачивающейся в тени.
В доме — тишина и напряжение, стёкла «проливают слёзы», тени жмутся к углам. В этих образах — вся сырость человеческого отчаяния, тяжесть несказанных слов, ощущение, что всё вокруг живёт и дышит вместе с внутренней драмой героя. Женский образ — «как портрет», будто бы статичный, застывший, как объект искусства или немого кино, в котором эмоции едва угадываются.
Кульминация строится на одном единственном движении — рука героя сжимает в кармане пистолет, направленный вниз. Это пистолет не просто оружие, а воплощение выбора, который разрывает героя изнутри. Стихотворение превращается в внутренний монолог человека, находящегося на грани между отчаянием и поступком, между самоуничтожением и попыткой причинить боль другому. Он «думает, думает, думает», но эти мысли — не попытка найти выход, а скорее отсчёт до неизбежного.
Сцена с падением женщины к его ногам добавляет эмоционального напряжения: это не умиротворяющий жест, а последний всплеск страха, просьба о пощаде или попытка удержать от гибели. Но момент выбора уже пройден. Выстрел, дым, огонь — всё это не торжество действия, а его пустота: «ничего уже не жаль». Наступает момент, когда боль достигает такой точки, что человек перестаёт быть частью мира.
Финальные строки — мощный зеркальный образ начала. Герой, начинавший сцену в элегантном чёрном фраке, заканчивает её так же «элегантный, как рояль», но уже лежащий на полу, ноги к дверям, словно выброшенный из собственной жизни. Элегантность, которая в начале была внешним образом, в конце становится жестокой иронией судьбы; красота — в разрушении, финал — в обрыве.
Это стихотворение — трагическая миниатюра о непрожитом, сломанном выборе, безысходности человеческой души, которая ищет выход там, где его нет. Шпаликов говорит о боли тихо, изысканно и страшно — так, что каждый образ режет по-живому.
войдите, используя
или форму авторизации