Фотострана » Интересные страницы » Семья и дети » Для мам » Упражнения для выработки правильного произношения шипящих звуков. Упражнение для воздушной струи ...
Упражнения для выработки правильного произношения шипящих звуков.
Упражнение для воздушной струи
«ПОГРЕЕМ ЛАДОШКИ»
Цель: выработать плавную, длительную, сильную воздушную струю.
Описание: округлить губы и равномерно выдыхать воздух, как будто греем ладошки на морозе. Струя воздуха должна быть теплой.
«ЗАГОНИМ МЯЧ»
Цель: выработать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.
Обратите внимание! Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щеки.
Упражнение для губ
«БУБЛИК»: зубы сомкнуть, вытянуть губы вперед, как будто произносите звук [о].
Упражнения для языка
«НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Цель: выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «ПЯ-ПЯ-ПЯ»... Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счет от одного до пяти-десяти.
Обратите внимание! Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
«ПРИКЛЕЙ КОНФЕТКУ»
Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъем языка наверх.
Описание: положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.
Обратите внимание! Необходима работа только языка, нижняя челюсть должна быть неподвижна.
«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»
Цель: выработать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.
Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, а не из стороны в сторону.
Обратите внимание! Работает только язык, а нижняя челюсть не помогает (можно придерживать ее пальцем). Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Непослушный язычок».
«Фокус» Цель: выработать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Обратите внимание! Нижняя челюсть неподвижна. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Можно слегка придержать язык. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
Игровые упражнения для артикуляционных органов
Для выполнения понадобится небольшой шарик диаметром 2-3 см со сквозным отверстием и крепкая веревочка длиной 60 см. Веревочку проденьте в отверстие шарика и завяжите на узел.
1. Пусть малыш подвигает шарик по веревочке влево-вправо. Ребенок держит веревочку горизонтально двумя руками, натягивая ее. Двигать шарик необходимо языком.
2. То же упражнение, но на этот раз малышу предстоит держать веревочку вертикально и двигать шарик языком вверх. Конечно, опускаться вниз шарик будет самостоятельно.
3. Малыш выполняет упражнение «Чашечка». В этом положении он должен поймать шарик языком.
Обратите внимание! Взрослый обязательно должен удерживать шарик за веревочку, чтобы ребенок нечаянно его не проглотил. После каждого занятия промывайте шарик теплой водой с мылом.
Вызываем звук «ш».
При произнесении звуков [ш] губы округлены и выдвинуты вперед, широкий кончик языка находится за верхними зубами, боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Посередине языка идет теплая струя воздуха.
войдите, используя
или форму авторизации