Фотострана » Интересные страницы » Путешествия » Питер: Инструкция по применению » Северный модерн в Петербурге. Одно из самых интересных архитектурных направлений города – северный ...
Северный модерн в Петербурге.
Одно из самых интересных архитектурных направлений города – северный модерн, было особенно популярно в начале XX века. Представляем вам лучшие здания северного модерна, построенные в городе под конец имперского периода: от финской кирхи до посольства Германии, от дома Нобеля до дома Толстого.
1. «Англетер» и «Астория» - Большая Морская улица, 39, и Малая Морская улица, 24.
Сегодня это единый гостиничный комплекс, хотя эти здания были построены в разное время и разными архитекторами. Если об «Англетер» практически ничего неизвестно, то «Асторию» строил в 1910-е годы знаменитый гений северного модерна Федор Лидваль.
Именно в «Англетере» 28 декабря 1925 года покончил жизнь самоубийством Сергей Есенин. Здесь начались перестроечные митинги в Ленинграде. Власти думали разобрать, снести гостиницу. На защиту памятника архитектуры встали многие известные культурные и общественные деятели. В итоге, что довольно необычно по нынешним меркам, здание действительно разобрали, а затем собрали, постаравшись максимально сохранить прежний облик. И это получилось.
2. Дом Толстого - улица Рубинштейна, 17.
Этот дом строил тоже знаменитый архитектор Фёдор Иванович Лидваль для генерал-майора Петра Толстого. Главная достопримечательность здания — тройные арки. Проходящую через них дорогу неофициально называют «Улица Зодчего Лидваля». Само здание стало визитной карточкой того района, а внутри сооружения сегодня обосновалось сразу несколько знаменитых ресторанов из квартала на Рубинштейна.
3. Доходный дом Лидваля - Каменноостровский проспект, 1 - 3.
Еще один дом большого зодчего. У Лидваля тут был даже рабочий кабинет.
С архитектурной точки зрения дом Лидваля — это своего рода энциклопедия декоративных и пластических приемов. Разнообразные формы эркеров и окон, где даже стекла были с алмазной гранью по краям, и освещаемые солнцем, они переливались всеми цветами радуги, богатство декора и отделочных материалов превратили этот комплекс в один из самых ярких образцов стиля северный модерн, хотя зачастую его называют даже самым выразительным и характерным образцом этого стиля.
Этот дом Лидваль строил по заказу своей матери, и посвятил ей.
4. Дом Мертенса - Невский проспект, 21.
Фирма меховых изделий Мертенса была одним из главных предприятий по производству одежды в Петербурге. И ничего удивительного нет в том, что дом Мертенса стал одним из самых новаторских сооружений в городе. Архитектор Мариан Лялевич применил нововведение при строительстве монолитную железобетонную несущую и спроектировал три огромные застекленные арки на фасаде.
5. Германское посольство - Исаакиевская площадь, 11.
Здание работы прославленного немецкого архитектора Петера Беренса было выполнено в суровой имперской стилистике и увенчано конными статуями. По своему виду оно напоминало даже не посольство, а огромное правительственное или университетское здание.
Строительство посольства закончилось в 1913 году, а через год началась Первая мировая война. Патриотически настроенные горожане ворвались в здание, откуда только что уехал посол Пурталес, и разгромили его. Уничтожено было практически все: от мебели до ценнейшей посольской коллекции антиков. И, главное, были скинуты вниз, на проспект, конные скульптуры.
6. Нобелевский городок - Лесной проспект, 20.
В Петербурге знаменитая семья Нобелей владела несколькими заводами — вроде будущего ЛОМО и «Русского дизеля». Для нужд своих и рабочих они отстроили целый квартал, главной «изюминкой» которого был знаменитый доходный дом в стиле модерн. Кроме того, там же находились учреждения для рабочих, где они могли получить образование или нужную консультацию. Большая часть этих зданий сохранилась и в наши дни. Арка дома Нобеля — один из самых красивых элементов постройки. Стройные, аккуратные колонны немного напоминают венецианские дворцы: на этих тонких «ножках» держится огромный массивный фасад.
7. «Дом городских учреждений» - Садовая улица, 55-57; Вознесенский проспект, 40-42.
В начале XX века власти решили построить так называемый «Дом городских учреждений» на перекрестке Садовой улицы и Вознесенского проспекта – что-то вроде нынешнего МФЦ или Центра документов. Строительством занимался архитектор Лишневский. Это было одно из самых в высоких зданий на тот момент (еще выше мешал строить высотный регламент). Получилась цветастая эклектика с оглядкой на готику (фигурки чудищ), а также элементами модерна (окна) и среднеевропейского ренессанса (внутреннее убранство помещений).
войдите, используя
или форму авторизации