Фотострана » Интересные страницы » Психология и отношения » ЭГО | Психология, саморазвитие » Можно ли стать хорошим для всех? Ты мог бы прожить хотя бы месяц, не нарушая никаких правил, не ...
Можно ли стать хорошим для всех?
Ты мог бы прожить хотя бы месяц, не нарушая никаких правил, не причиняя вреда и не вступая в компромиссы со своей совестью? Автор этой статьи попытался — и почти отказался рассказывать нам о том, как все было. Вот что удалось из него вытянуть.
На днях, сводив дочь на тренировку в бассейн, я купил завтрак на вынос в местном фитобаре: два бейгла с копченым лососем и сливочным сыром. Заплатил, взял пакет со стойки и вышел на улицу. Мы прошли немного и успели сделать только по одному укусу, когда я взглянул на чек.
— Вот блин, — пробурчал я с набитым ртом.
— Что? — спросила дочь.
— Нам придется вернуться.
Да, я должен был вернуться. За пару дней до этого я поспорил, что смогу вести себя на 100% «правильно», с точки зрения общественной морали, в течение месяца. Ни вранья, ни мелких нарушений закона, ничего. Каждую минуту каждого дня.
Мы потопали обратно в бар. Я сообщил женщине за стойкой, что она взяла с меня денег только за один бейгл. Она наморщила нос.
— Я. Вам. Должен, — сказал я. — Деньги.
Только тогда она поняла.
— Никогда не видела такого, — прокомментировала она, с легким недоверием принимая мою кредитку.
— Это карма. Я верю в это. Вы увидите, все воздастся.
Прошел уже 31 день с того момента, а я все жду воздаяния.
Я всегда был хорошим парнем, ответственным. Я тот сосед, которого ты попросишь присмотреть за домом, пока ты в отпуске. Я именно тот, кому ты позвонишь за советом. Я не курю. Я хожу на субботники.
Может ли вполне моральный человек стать, э-э-э, высокоморальным? Конечно! Стоит лишь подчистить края своей жизни, на которые раньше не находилось времени, денег или мотивации. К тому же, с мазохистской точки зрения, идея превзойти самого себя показалась волнующей.
Я позвонил профессору психологии Дарсии Нарваэс, и она сразу охладила мой пыл: проект вряд ли будет легким. Наши представления о моральном поведении и наши нравственные реакции, вероятнее всего, намертво формируются в первые три года жизни. «Если твои родители были отзывчивы и добры к людям, ты будешь таким же, — объяснила мне Нарваэс. — А если не были, то тогда ты научился прежде заботиться о себе, чем помогать другим. И еще: именно папа и мама объяснили тебе, что такое хорошо, а что — еще лучше. Потому в обычной жизни тебе не приходится делать выбор между этими вариантами каждую минуту».
Честно сказать, в тот момент я не понял последней фразы. Но понял, что стать «хорошим» для человека — значит, прежде всего, повторить своих родителей в их лучшей форме. Меня вырастили любящие, приятные люди. Поэтому я без сомнений отправился в свое нравственное путешествие.
Я прекратил превышать скорость по пути на работу. Я поставил на прикол свой внедорожник и освоил малолитражку жены. Я потратил $100 на экокомпостер. Я внес пожертвование на приют для животных. Я даже перестал переходить улицу в неположенном месте. Мое пари заставило меня учиться терпению. Кто-то вклинился передо мной в очереди в киоск? Нет проблем. Хлопнули дверью в лицо? Подставь вторую щеку. Удивительно, но я чувствовал себя превосходно.
Нет, лучше сказать так: я чувствовал себя слишком хорошо. Особенно когда рассказывал друзьям о своей новообретенной моральности. Хорошее деяние остается хорошим, если я хвастаюсь им? Или это тщеславие, которое в одной из распространенных нравственных концепций как раз является грехом?
К третьей неделе эксперимента я погряз в размышлениях. Я стал одержим тем, что назвал «экономикой» моей нравственности. Я постоянно взвешивал результаты своих поступков — даже мелких и тривиальных, неважно. Я осознал это, когда стоял перед дорожным переходом по пути на деловую встречу. Я опаздывал, но продолжал думать: могу ли пересечь зебру, несмотря на красный свет и отсутствие автомобилей в пределах видимости? Рвануть вперед — значит нарушить закон. Это антиморально, но никому не нанесет вреда. А если не рвану, то заставлю партнеров себя ждать и, может быть, даже провалю встречу... Я так долго взвешивал «за» и «против», что светофор принял решение за меня.
А на следующий день мой экокомпостер на заднем дворе завонял так, словно кто-то в нем сдох. Его облепили полчища плодовых мух. Жена стала жаловаться и получила скандал. «Я стараюсь делать все правильно, — орал я, как пафосный идиот. — Экология, здоровье Земли, ты что, не понимаешь?» А потом вспомнил, что записался на тест-драйв электроавтомобиля. Но если я не уверен, что куплю его — стоит ли отнимать время у сотрудника автосалона? Если он потратит на меня эти 45 минут без толку, выходит, в некоторой степени я их украл?
Стоп! Нет! Все! Хватит! Это и есть тот самый «конфликт хорошего с лучшим», о котором говорила психолог Нарваэс? «Нельзя стать хорошим для всех, как невозможно в храме повернуться ко всем иконам сразу, — успокоила меня Дарсия. — Как только ты начинаешь копаться в корнях морали, ты осознаешь, что шагнул за кулисы, полез в механизм часов. А большинство людей этого не делают».
И я решил прекратить столько думать. Не ждать одобрения своих решений — и от себя самого, и от вас, посторонние люди. Буду поступать как учила меня мама, не задумываясь об этом. К тому же мои ежедневные дела просто не стоят того, чтобы ими хвастаться. Я принял простой факт: стремиться стать самой лучшей версией себя самого — это благородное стремление, но я никогда не достигну этого. Потому что даже не знаю, что это.
О’кей, возможно, я буду извлекать из своей жизни побольше таких вот «бейгл»-моментов. Может, я не буду больше так гонять по дорогам. Но нет, я даже не собираюсь обещать, что стану на 120% добропорядочным гражданином. Меня устроит просто быть вполне хорошим.
Как на исповеди
Даже священник может прийти в бешенство. Рассказывает отец Питер Дэли (США).
В моем приходе есть одна женщина, она заглядывает в церковь каждый день (а иногда и чаще). И она всегда чего-нибудь хочет: денег на ремонт машины, чтобы ее куда-нибудь подвезли, все в таком духе. Однажды она позвонила мне поздно вечером и попросила доставить ее домой. Я уже лежал в постели, но она не отставала. Следует упомянуть, что женщина психически нездорова. И она сидела на выходе из больницы. Так что я переоделся и пошел в гараж. Она не хотела пристегиваться в машине. Я остановился и пристегнул ее сам. Потом ей захотелось сигаретку. Я отказал ей, и она начала кричать. Так что я остановился у магазина, но у нее не было денег. Я — священник — пошел и купил ей сигарет. Когда она попыталась закурить прямо в машине, мы снова поспорили. Она рассержена, я рассержен, и когда я высаживал ее, она сказала: «Я больше вам звонить не буду».
Я религиозен, напомню. Предполагается, что в такие моменты я должен «подставить другую щеку». Вместо этого я проорал ей в лицо: «Хвала Господу!» — и рванул с места так, что шины завизжали. Да, это было не слишком-то мощное оскорбление, но это все из-за недостатка практики. Хотя мне было стыдно — не из-за слов, а из-за того негодования, которое я в себе обнаружил по отношению к нездоровому человеку. Семья этой женщины не хочет иметь с ней никаких дел. И если божий человек не может дать ей немного доброты, то кто тогда? В общем, на следующий день я позвонил и извинился. И теперь по ночам не сплю, со страхом жду ее звонка с просьбой о помощи.
войдите, используя
или форму авторизации