Фотострана » Интересные страницы » Бизнес » Financial Freedom » Сколько мы тратим? В диапазоне среднего дохода 95 человек из 100 знают о своих финансах ровно ...

Сколько мы тратим?
В диапазоне среднего дохода 95 человек из 100 знают о своих финансах ровно половину: сколько они зарабатывают. И только по той причине, что ежемесячно получают фиксированную выплату на счёт по трудовому договору.
В обществе не принято спрашивать «сколько ты зарабатываешь?», хотя этот условно «неприличный» вопрос у всех на слуху — так или иначе люди хотят сравнивать себя с другими по разным причинам. Как вы понимаете, чаще всего эти причины довольно мелочные.
«Сколько ты тратишь?» — такого вопроса не ожидает никто, хотя с точки зрения финансовой грамотности, задавать его правильно, и по всем показателям «прилично». Но ответить на него едва смогут 5 человек из сотни. Почему так происходит? Зачем знать сколько ты тратишь и куда? Почему в школах и университетах не учат считать свои расходы? Как начать зарабатывать больше? Всё озвученное взаимосвязано.
Математик может решить задачу только если известны её условия. А говорить о проблемах, сложностях и трудностях в финансовом плане можно только при условии ясного понимания: сколько ты зарабатываешь, и сколько ты тратишь.
Отсюда происходит всё остальное — богатство и бедность, большие, средние и скромные заработки, удовлетворённость жизнью и финансовое рабство. Перечислять можно долго, но мы сразу переходим к полезным рассуждениям.
Необоснованные, бездумные траты — двигатель прогресса
Американская писательница и философ с русскими корнями Айн Рэнд однажды сказала такие слова: «Деньги — лишь средство. Они приведут вас, куда захотите, но направление пути вы должны выбирать сами».
Дополним их фразой предпринимателя, писателя и инвестора Роберта Кийосаки: «Важно не то, сколько денег вы зарабатываете, а то, сколько денег у вас остаётся, как они работают на вас, и сколько поколений вы сможете ими обеспечить».
А теперь окунёмся в прохладную и немного мутную реальность. Большая часть людей тратит всё, что зарабатывает. Некоторые умудряются делать долги, в том числе при помощи кредитных карт. Ещё есть те, кто уже тратит ещё не заработанные деньги. О таких крайностях говорить не будем.
Почему же так происходит? Все мы осознанные, не позволяем себе лишнего, всегда ищем разумные пути решения возникших финансовых задач, и вообще — с деньгами обращаемся очень уважительно. Как бы не так! Если денег хватает только до следующей зарплаты — это уже сигнал «что-то не так».
Капиталистическая финансовая система основана на накоплении денег и использовании их для создания больших денег. Это не значит, что при рыночной экономике невозможно жить и довольствоваться необходимым. Но это значит, что все субъекты рынка заинтересованы в получении прибыли. Отметим это особенно.
Представьте, что человек купил себе 3 футболки, двое шорт, сандалии и кроссовки на лето. Больше ничего. Вместе с этим человеком так же поступили все остальные. А на следующее лето они вообще ничего не купили, потому что через год вещи оказались пригодными для использования. Что произойдёт с индустрией одежды? Она остановится, потому что исчезнет спрос на товары!
Допустить этого никак нельзя, поэтому производители практикуют искусственные пути стимулирования спроса. Дизайнерские коллекции, контракты со знаменитостями, «недели мод» в известнейших мировых столицах и так далее. Всё делается для того, чтобы люди постоянно покупали новую одежду даже тогда, когда необходимости в этом нет.
Аналогично работают производители во всех остальных отраслях: начиная экзотическими продуктами и кухонной утварью, продолжая мебелью и гарнитурами, и заканчивая гаджетами вперемешку с автомобилями — компании хотят, чтобы люди покупали больше и больше. И люди покупают, потому что путают собственные желания с искусственно созданными предпосылками.
Поддаваясь слабостям, на которые давит индустрия маркетинга, люди покупают то, что им не нужно. В результате происходит трата денег на чрезмерные товары и накопление бесполезных вещей вперемешку с обильными сиюминутными удовольствиями. О реальных финансовых целях речи даже не идёт, люди живут «одним днём», и не понимают этого. Потому что маркетинговые механизмы очень и очень хитрые…
Как работает реклама?
Реклама сегодня не ориентирована на продажу товаров. Посыл намного интереснее: людям обещают счастье и радость, независимость и свободу, чувства собственного достоинства, любовь и другие высокие чувства, к которым стремится человек.
Газированные напитки — это свежесть и лёгкость в теле, и ясность в уме. Новая техника на кухню — это свободное время для хобби и отдыха. Собственная недвижимость — это чувство счастья и реализации смысла жизни. Понимаете? Чем дороже товар, тем к более высоким чувствам и эмоциям он апеллирует. И естественно, что человек хочет этого, потому что для него естественно стремиться к высокому.
Тем не менее, когда мы начинаем искать реализации высоких чувств в ограниченных, конечных вещах — мы теряем себя и сбиваемся со всех путей. Лёгкость тела и ясность ума не приходят вместе с газировкой, а создаются путём осознанного питания и регулярных физических нагрузок. Блендер и миксер не подарят свободное время, если человек не научится правильно распоряжаться своей жизнью. Владение недвижимостью не принесёт состояния блаженства и чувства выполненного долга, к таким вещам люди идут всю жизнь — это процесс, а не состояние.
То есть, делаем выводы. Человек хочет высокого, того, что достигается только в долгосрочной перспективе. Рынку такая схема невыгодна, поэтому продвигается философия «купи это, и получи желаемое прямо сейчас».
Выходит, чтобы чувствовать свою жизнь важной, не обязательно работать над собой, искать и пробовать различные пути реализации талантов и стремлений, нет — достаточно купить новый автомобиль. И тогда престиж захлестнёт с головой. Важное для человека чувство, связанное с его миссией в жизни, заменяют чем-то похожим, но сиюминутным. Прямо как в том эксперименте…
Слово о поедателях мармелада
В конце 1960-х годов будущий профессор Стэнфордского университета Уолтер Мишел проводил эксперимент с шестью сотнями четырёхлеток. Суть простая: перед ребёнком на столе лежал кусочек мармелада, экспериментатор говорил, что отдаёт его. Но делал оговорку: «Мне нужно выйти на 15 минут, если когда я вернусь ты не съешь этот кусочек мармелада, я дам тебе ещё один. И тогда у тебя будет два кусочка».
Через 30-40 лет детей, участвовавших в эксперименте, — теперь уже взрослых людей — отыскали, и оценили их социальные успехи. Так вот те малыши, которые продержались 15 минут, и-таки не съели притягательное лакомство, оказались во много раз более успешными и финансово обеспеченными по сравнению со своими «нетерпеливыми» собратьями.
Если вас интересуют подробности, рекомендуем книгу Хоаким де Посада «Не набрасывайтесь на мармелад».
Суть в том, что сегодня философия «поедателей мармелада» искусственно навязывается обществу, потому что это выгодно для рынка: таким образом одни люди богатеют, наживаясь на слабостях других.
Например, вот так: люди выбирают купить себе что-то новое для кухни или дома, потому что это приносит мгновенное, пусть и очень краткое удовольствие; взамен того, чтобы осознать свои реальные цели, и двигаться к ним, идя на осознанные лишения. Иными словами, большинство ест кусочек мармелада сразу же, хотя немного терпения и контроля способны принести намного больше удовольствия уже через короткий промежуток времени.
Давайте разберём два вывода из эксперимента.
1. Не ешьте мармелад сразу, как он оказывается у вас в руках. Подождите того момента, когда у вас будет больше мармелада.
Звучит просто, но если человек даже не видит, как выбирает «съесть мармелад сразу» — для него эти слова ничего не значат.
2. Успешные люди хотят делать то, что неуспешные не хотят делать. Успех не зависит от вашего прошлого или настоящего. Он начинается, когда вы начинаете хотеть делать то, что неуспешные люди не хотят делать.
И это касается, в том числе финансового учёта, анализа собственного поведения, пересмотра сформированных убеждений, разработки долгосрочных планов и многого другого.
Начать осознавать каждое своё действие по отношению к деньгам — это первый шаг на пути к будущим изменениям. Быстрым и положительным изменениям.
Неужели я дейстительно хочу купить и съесть шоколадку, не дождавшись ужина дома? Неужели мне в самом деле понадобились эти новые модные кроссовки? Мне правда пора менять телефон, или я просто поддаюсь рекламе?
Мы можем сделать много хорошего для себя, просто перестав поступать неправильно… А как это неправильно?
Как перестать есть мармелад прямо сейчас
Американский журналист, писатель и издатель Джордж Лоример однажды сказал: «Хорошо иметь деньги и покупать всё, что душа пожелает. Но время от времени стоит проверять, не потерял ли ты то, чего купить нельзя».
За чередой сиюминутных желаний нужно уметь видеть свои реальные цели, и настоящие стремления. Можно мечтать записать альбом бардовских песен, а взамен этого каждый вечер довольствоваться пивом с чипсами. Можно хотеть открыть свой бизнес, но вместо этого смотреть очередную серию бесконечного сериала. Можно выбирать сиюминутное удовольствие, жертвуя долгосрочной выгодой более высокого порядка, но этот путь ущербный.
Актриса и певица Марлен Дитрих говорила: «Существует огромная разница между тем, кто заработал много денег и тем, кто богат».
Да, и это на самом деле так! Многие люди даже не осознают, что зарабатывают достаточно для безбедного существования, саморазвития и реализации всех имеющихся талантов. Когда перестаёшь тратить деньги на те вещи, которые на самом деле не нужны, и начинаешь осознанно относиться к расходам в принципе — оказывается, что есть и возможность отложить на будущее, и вложить в развитие, и всё это без ущемления реальных потребностей.
А теперь о мармеладном плане. Давайте представим, что сейчас мы решаем перестать есть мармелад сразу, как только он попадает к нам в руки. Для этого понадобится ответить на 5 вопросов.
1 Что вам надо изменить?
2. Каковы ваши сильные и слабые стороны?
3. Каковы ваши главные цели?
4. Каков ваш план?
5. Что вы собираетесь сделать для того, чтобы привести ваш план в действие?
С этого можно начать. Но мармеладный эксперимент — это не просто информация, которую получаешь, а потом носишь в голове мёртвым грузом. Это философия жизни, которая учит концентрироваться на реальных целях, не распыляясь на мелочные сиюминутные удовольствия.
Если вы вдохновились, обязательно прочитайте книгу. Всего пара часов, зато сколько пользы! Чтобы окончательно убедиться, что в каждом сидит «нетерпеливый обжора», подумайте, какова ваша мармеладная мечта? Честный ответ на вопрос не всем даётся легко…
Великий политический и общественный деятель Махатма Ганди говорил так: «Я утверждаю, что являюсь не более чем средним человеком со способностями ниже среднего уровня. Но у меня нет ни тени сомнения, что любой человек способен добиться всего того, чего добился я, если он приложит такие же усилия и вложит в собственную мечту столько же надежды и веры».
Даже если человек всю жизнь ел мармелад сразу же, как только тот попадал к нему в руки, он всё равно способен перейти из категории «поедателей» в категорию «тех, кто умеет воздержаться ради большего». Для этого не нужно волшебства, нужны осознанные усилия.
Куда мы тратим деньги уже понятно — на сиюминутный мармелад. А вот сколько мы тратим — это уже личный вопрос, который каждый задаст себе самостоятельно!
войдите, используя
или форму авторизации