Фотострана » Интересные страницы » Психология и отношения » Психология без соплей » В период формирования личности от трёх до девяти лет - неполезно давить на ребёнка, вернее - нельзя ...

В период формирования личности от трёх до девяти лет - неполезно давить на ребёнка, вернее - нельзя превышать степень давления. Можно повлиять на развитие целостной и гибкой личности. Протест против деспотичного родителя формируется у каждого ребёнка на свой лад.
Существует по меньшей мере 5 видов такого протеста.
1. "ВОЛК" - агрессивная реакция. Родитель превышает давление. Опасность - из таких детей чаще всего вырастают аффективно-неустойчивые, возбудимые...
2. "ТЮЛЕНЬ" - на любое давление отвечают согласием. Комформисты. В итоге могут окончательно обезличиться. В будущем - психостеники, невротики, постоянно испытывающие чувство малоценности. Заикание - подсказка. Боятся что-то решать, что-то сравнивать.
3. "ОБЕЗЬЯНА" - под семейным прессом - впадают в младенчество. (Сюсюкают, сосут палец и т.д.) Потенциальные истерики. Эмоциональная жизнь неустойчива, чувства поверхностны. Завистливость, злопамятность, мстительность. Создают атмосферу скандалов, сплетен, дрязг... Не выносят равнодушия и пренебрежения, предпочитают ненависть. Суждения непоследовательны. Вместо логики - беспочвенные фантазии. Своих ошибок не признают. Демонстративно хвалят то, что неприятно многим.
4. "ГРИФ": в крайности - это дети, склонные к аутизму. На ребёнка давят, что-то постоянно требуют, а он всё глубже уходит в себя... В будущем - это человек, отягощённый множественными обвинениями, самоед. В поисках спасения от невыносимой душевной боли может внезапно перейти в наступление, озлобиться. (Из таких затравленных школьников зачастую вырастают неудачливые жёны, мужья, а чаще - вечные холостяки...) Заёмная злоба помогает им только на время. Если заряд агрессивности очень мощен, а выходы её вовне перекрыты воспитанием, образуется внутренний конфликт: агрессивность направляется на себя и гасит смысл жизни.
5. "КОШКА" - комформизм, но внешний. На самом деле - двойственность - эти детки не шалят на глазах у взрослых или у начальства. Но стоит старшим отвернуться... Страдает ухо младшего брата. Приспособленцы по жизни.
Существуют разные степени давления на ребенка:
1.Выслушивание. Взрослый дает возможность ребенку высказаться по поводу ограничения его поведения, почему ребенку не хочется выполнять этот запрет, а хочется вести себя по-другому.
При этом взрослый молчит, внимательно слушая, либо возвращая ребенку его слова, и дает понять, что слышит аргументы ребенка. Если позволяет ситуация, можно довести рассуждения ребенка до абсурда, утрируя последствия его действий, подобно тому как это описано в стихотворении К. Чуковского « Мойдодыр»: «У тебя такие руки, что сбежали даже брюки!»
2.Руководство. Этот уровень предполагает большую степень директивности. Необходимо выбрать что-то наиболее актуальное для ребенка на данный момент и совместно с ним разработать стратегию поведения.
3.Инструктирование предполагает постановку задачи и тренировку на ее выполнение.
4.Требование - максимальная степень давления на ребенка и предполагает наличие ресурса у взрослого настоять
на выполнении того, что требуется.
Этот вид давления, в период формирования личности, используется реже и по веским поводам, т.к. обилие запретов, в сочетании с частым и интенсивным давлением, со стороны родителей, мешают личностному росту ребенка и его индивидуации (сознательной реализации человеком своей уникальной психической реальности) и вытеснения импульсов, подвергаемых давлению, в бессознательную сферу, что может привести
- к невротическим реакциям (тики, энурез, страхи, агрессивные вспышки, заикание и т.д.) и
- вариантам указанных закрепившихся форм адаптации личности.
© Ника Армани
войдите, используя
или форму авторизации