Фотострана » Интересные страницы » Кино и видео » ИНОЕКИНО /Авторское кино, артхаус, ночи кино/ » Пушкин, Моцарт и Сальери: миф о зависти и гениальности в фильме «Амадей»
Пушкин, Моцарт и Сальери: миф о зависти и гениальности в фильме «Амадей»
«Амадей» Милоша Формана — история напряженного, драматического соперничества между Вольфгангом Амадеем Моцартом и его современником, композитором Антонио Сальери. Сценарий фильма написал британский драматург Питер Шеффер, основываясь на собственной одноименной пьесе, которая, в свою очередь, вдохновлена «маленькой трагедией» А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери».
Однако этот знаменитый сюжет в значительной степени вымышлен. Исторически Сальери никогда не страдал от недостатка славы и известности, был успешным и уважаемым композитором, учителем Бетховена и Листа. С Моцартом они не то чтобы близко дружили, но как минимум уважали друг друга. Миф о зависти возник в 1824 году: якобы Сальери, находившийся тогда в психиатрической лечебнице, сознался в убийстве «соперника». Слух быстро подхватили, он попал в прессу, откуда о нем и узнал Пушкин. Несмотря на последовавшие сразу же опровержения, образ Сальери-завистника закрепился в культуре, а имя его стало нарицательным.
Но «Амадей» претендует не на историческую достоверность конфликта, а на его универсальность: в центре повествования борьба гениальности и посредственности, Бога и человека, новаторства и закостенелого общества. В этом контексте Моцарт должен быть безбашенным, эксцентричным и раздражающим, а Сальери — трагической фигурой, чьи амбиции разбились о данный свыше талант соперника.
«Амадей» в новейшей 4К-реставрации в кино с 12 декабря. Билеты на спецпоказы — по ссылке в комментариях.
войдите, используя
или форму авторизации